Найти в Дзене
Искитимская Газета

От будней - в мир театра

Сцена из спектакля народного театра "Наш дом" Дома культуры р.п. Линево
Сцена из спектакля народного театра "Наш дом" Дома культуры р.п. Линево

Коллектив народного театра «Наш дом» Линевского Дома культуры в 2020 году отметит сорокалетний юбилей. В прошлом году в очередной раз подтвердил звание «народный».

Ежегодно самодеятельные артисты радуют зрителей новыми постановками. В репертуаре театра произведения классиков и современников, от Андерсена и Чехова, до Ладо и Смольникова.

На протяжении многих лет «Наш дом» успешно участвует во всероссийских и региональных театральных фестивалях. Трижды побывал на фестивале на Байкале. Дважды - на всероссийском фестивале любительских театров Урала и Сибири. В минувшем году стал лауреатом I степени в номинации «Миниатюра» на фестивале юмора «Кожаный рубль», который проводит областной Дом народного творчества. На региональном конкурсе чтецов и поэтических театров «Чудное мгновение» «Наш дом» представил отрывок из спектакля «Каменный ангел» Марины Цветаевой, удостоен диплома I степени в номинации «Поэзия Серебряного века».

Самодеятельный театр в поселке Линево создан в сентябре 1980 года на базе Линевского Дома культуры. С 1992 года им руководит режиссер Марина Филиппова.

- Марина Петровна, театр начинается с режиссера?

- Театр начинается с вешалки! - с улыбкой твердо настаивает Марина Петровна. - А режиссер - это тот человек, который пытается организовать все, что потом видят зрители на сцене.

В свое время были разные формулировки профессии режиссера: это и педагог, и воспитатель, и организатор. Прежде всего потому, что в театр, особенно во взрослый коллектив, приходят люди абсолютно разные, они отличаются друг от друга и статусом, и профессией, возрастом, уровнем образования. И важно подобрать репертуар, который будет интересен всем. Хотя это бывает очень сложно, актеры могут расходиться во мнениях, кто-то сразу принимает материал быстро и с ходу, а другой только в процессе работы над спектаклем приходит к выводу, что это замечательно и достойно внимания и труда.

Кто-то быстро учит текст и самостоятельно ищет и создает интересные образы. А другой ждет подсказки режиссера. И в этом бурном процессе постоянного поиска, споров, творческих мучений, рождается удивительный ребенок - новый спектакль.

Это наш общий коллективный труд. То есть режиссер просто должен уметь направить творческий процесс. Не всегда все получается идеально с точки зрения каждого человека, будь то участник постановки или зритель. Мнения разные. Но мы видим оценку нашей работы: это и аплодисменты, и наполняемость зрительного зала.

- Какие качества важны для режиссера?

- Он должен уметь убеждать, что надо вот это сделать именно так, а не по другому. Но в то же время нужно уметь слышать своих актеров.

За эти годы у нас сложилась уже, будем говорить, такая традиция или определенные правила, что для нашего театра неприемлемо. Мы с осторожностью относимся к современным пьесам, особенно в которых встречается нецензурная лексика или какие-то такие моменты, которые служат на потребу дня и сейчас очень популярны, но мы к таким творческим экспериментам, назовем их так, пока подходим очень-очень осторожно. Стараемся по мере возможности обойти эти острые углы, избежать употребления на сцене сленга и прочих вольностей. То есть для нас есть определенная грань.

- Как вы ее определяете?

- Я сама не принимаю пошлость ни на экране, ни на сцене. Изобилие, скажем так, любовных эпизодов в произведениях, чем грешат многие современные авторы, на мой взгляд, редко бывает оправданно с художественной точки зрения.

Но хочу отметить, что в нашем репертуаре не только классика, мы ставим пьесы современных авторов. В работе над материалом всегда стараемся найти то, что затрагивало бы, в первую очередь, какие-то струны человеческой души, раскрывало характеры, сложные взаимоотношения между людьми, а не было бы сиюминутным откликом на потребу дня.

- Марина Петровна, как вам удается из обычного человека сделать актера? Он выходит на сцену и преображается... Трудно этого добиться?

- Я не скажу, что из обычного человека делаю актера, просто люди, которые попадают в нашу обстановку, должны хотеть, чтобы у них что-то получилось. Главное - желание человека. И мне кажется, сама атмосфера наших занятий, общение с коллективом, работа над ролью волей-неволей сделает из человека лицедея. Когда спектакль начинает жить, и актер выходит на сцену не один раз, а несколько, он начинает чувствовать себя свободным и действительно у него все получается. Он понимает, что он талантлив. И может все. Люди раскрываются потихоньку. Я не могу объяснить, как это происходит. Понятно, что где-то помогают тренинги и упражнения, объяснения человеку, что от него хотим. Методом проб и ошибок идем к нашей общей цели.

-2

- Бывало у вас такое, что человек вас не слушает и у него не получается?

- Не слушает и не получается - это абсолютно разные вещи. Одна из причин, почему может не получатся, в том, что у человека есть внутренний зажим. В связи с какими-то своими жизненными обстоятельствами, в силу своего характера он ведет себя, как улиточка в раковине. И ему нужно время для того, чтобы постепенно избавиться от своих комплексов, почувствовать себя свободным.

Чтобы добиться чего-то на сцене, нужно делать определенные усилия над собой в репетиционной комнате. Важную роль играет самообразование, ежедневный упорный труд. А если человек этого делать не хочет: где-то переступить через себя, участвовать в упражнениях и тренингах - то никакой отдачи не будет.

Нужно набираться терпения и быть работоспособным. И тогда станет по силам любая роль. Здесь преград нет. Остальное все придет.

Мы приглашаем в нам коллектив всех, кто готов к такой работе над собой, есть желание раскрыть себя, обрести свободу и уверенность. Это ведь важно не только на сцене, но и в повседневной жизни. Об этом мне не раз говорили наши участники.

-3

- А если у человека нет таланта, зачем ему игра в театре?

- Не попробовав играть в театре, нельзя сказать твое это или нет. Зачастую люди боятся, не идут к нам в труппу, считая, что у них нет таланта. Хотя я уверена, что талантливы абсолютно все люди, нужно просто переступить через свою стеснительность, придти сюда и сыграть хотя бы в одном спектакле. Увидеть театр изнутри. Не снаружи готовый продукт, и сказать: "Ой, нет, я так не смогу!". А просто попробовать и смочь. И тогда уже решить: твое это или нет. Так у нас в коллективе осталась Юлия Грицик. Первый раз в спектакле "Каменный ангел" Сергей Борисенко вышел на сцену. Его привел друг, у нас не хватало одного актера. И четыре года в нашем театре играл.

Хотелось бы, конечно, чтобы труппа театра была человек 20 разных возрастов, привлечь больше молодежи. Это позволило бы нам более интересные произведения брать.

Так сложились обстоятельства, что в этом сезоне у нас остался небольшой состав. Кто-то переехал в другой город, кто-то ушел в армию, уехал учиться. Это жизнь, все постоянно меняется.

Сейчас с Надеждой Левиной, Ксенией Рукас, Юлией Грицик и Любовью Шабалиной готовим новую постановку. В год Юбилея Победы мы не могли не затронуть тему войны. Говорить о том, что это будет за спектакль пока не будем, сохраним эту тайну для наших зрителей.

-4

- Марина Петровна, что вам дает театр?

- Во-первых, это любимое дело, мне это интересно. Я не скажу, что случайно или неслучайно стала режиссером. Так все сложилось. И, наверное, так и должно было быть. Сначала была перед дилеммой, что выбрать: танцы или театр? Когда поступила в институт культуры, поняла, что хочу заниматься театром. Мне моя профессия режиссера, в которой я уже 27 лет, нравится.

Во-вторых, театр - это общение с интересными людьми, каждый раз новые открытия. Ведь профессия режиссера - это не только игра в одни ворота, во время работы над спектаклем идет еще и взаимное обогащение. Я тоже черпаю какие-то новые знания от людей. И это замечательно.

В силу обстоятельств я сижу на двух стульях, совмещаю две должности: директора Дома культуры и режиссера самодеятельного театра. Работа с театром творческая требующая и фантазии, и новых знаний, спокойно сидеть на месте не дает. Административная деятельность отнимает много сил, она больше бумажная.

Театр спасает от рутины, потому что приходишь сюда и погружаешься в другую, творческую атмосферу, плюс ко всему забываешь о каких-то семейных проблемах и неурядицах на работе.

Мне актеры об этом говорят, что сцена - это единственная возможность, где ты можешь отключиться от всех проблем. Это очень сильно помогает в жизни.

Анна Зубарева, фотографии предоставлены Мариной Филипповой