Найти тему
Субъективный путеводитель

Иран. Почему Исламская республика держится?

...Целый жанр постов про Иран в русских и западных блогах - архивные фотографии из эпохи последнего шаха:

Парни, похожие на биттлов, девушки с распущенными волосами и даже вот такое:

-2

Но минус красивых картинок - в том, что из них не понятен охват. После смерти сдружившегося с фашистами Резы Пехлеви, вывезенного англичанами в Южную Африку, к власти пришёл его сын Мухаммед Реза. Иранский кризис 1946-47 годов, когда СССР пытался включить бывшую Персию в свою сферу влияния или хотя бы наплодить марионеточных государств в своей зоне оккупации, кончился безоговорочной победой англичан - Пехлевидский Иран сделался одной из самых прозападных стран на Востоке. А точнее говоря, и вовсе англо-американским протекторатом: когда в 1951-53 годах премьер-министр Мухамед Моссадык попытался изобразить независимость и национализировать нефтегазовый сектор, ЦРУ без труда организовало его свержение, даже не особо скрывая свою роль. Шах, которому в период реформ Моссадыка пришлось бежать из страны, помощь англосаксов принял с радостью, а для надёжности пригласил специалистов ЦРУ и Моссада организовать САВАК - спецслужбы и политическую полицию.

Красивые картинки с кадра выше относились к крошечной прослойке "золотой молодёжи", в большинстве своём имевшей хотя бы косвенное отношение к шахскому двору. В основном же Иран 1950-70-х годов был бедной и глубоко патриархальной страной. Если Тегеран гулял ночи до утра, за обилие салонов и борделей прозванный "Парижем Востока", то глубинка была как бы не более религиозной, чем ныне - потому что исходила эта религиозность не от "полиции нравов", а снизу. И вот забитые тёмные люди, живущие на грани голода, видели, как в разгар Рамадана гуляет шахский двор, и девушки с распущенными волосами рекой хлещут шампанское. Помнили персы и времена Моссадыка, и воображали себе золотые реки, текущие в карман к чужестранцам с продажи их нефти. Многие знали, что их дальний родич пробовал протестовать, и за это его навсегда увезли в неизвестном направлении. Другие своими глазами видели, как на площади в их городке полицейские стреляют по демонстрантам на поражение.

Всё это происходило на фоне Белой революции - так шах назвал реформы, призванные ускорить промышленное развитие страны. И реформы эти не были напрасны, по всей древней Персии строились автострады и заводы, но как в России при Николае II, вкупе с демографическим взрывом, всё это создавало огромные массы неустроенных людей в стремительно растущих городах. САВАК исправно душил коммунистов, но проглядел другую угрозу - к концу 1970-х годов народное недовольство оседлал опальный богослов Хомейни. И вот в 1979 году в Иране произошла не буржуазно-демократическая, не социалистическая, а Исламская революция, за которой последовали 8 лет тяжелейшей войны с напавшим на Хузестан Саддамом Хусейном.

-3

Конечно, 1980-е в Иране были смутным временем. При Хомейни и исламизм тут был куда радикальнее, вплоть до побивания камнями женщин, неосторожно покинувших дом без платка. Не красила жизнь и война, в которой гибли сотни тысяч человек, ракеты падали на далёкие от фронта города и к тому же оказалась практически уничтожена главная отрасли иранской экономики - нефтянка. Не знаю точно, как развивались события после, но с такой предысторией удивительно обнаружить, что Иран совсем не похож на страну третьего мира:

-4

Первое, что здесь впечатляет - дороги, плотностью и качеством которых с Ираном не сравнится ни одна из постсоветских стран. Хороший асфальт тут даже на просёлках, а обыденность тут натуральные автострады с морскими узлами развязок, глубокими физическим разделением и тянущимися на много километров рядами фонарей. Их систему начали создавать ещё в годы Белой революции, по американским стандартам, но Исламская республика смогла это всё и сохранить, и приумножить:

-5

А уже при аятоллах расцвели образование и здравоохранение. Сильных университетов Иран так и не создал, но зато уже в 1980-х провёл самый настоящий ликбез - за 10 лет уровень грамотности поднялся с 36% до 86%. Это, конечно, гораздо ниже любой страны бывшего СССР, но подозреваю, что большинство оставшихся неграмотных в Иране - сельские старики, вроде тех, что и в России до середины ХХ века вместо подписи ставили крестик. Плодами этого ликбеза стали нынешние успехи Ирана в создании ракет и беспилотников. Что же до здравоохранения - то Иран на весь Ближний Восток слывёт центром медицинского туризма, а мой стоматолог рассказывал, что в начале 1990-х оборудование для первых частных клиник российские предприниматели закупали именно в Иране. По словам работников посольства, медицина тут качественная и очень доступная, а врачи как правило неплохо владеют английским - власти сумели обеспечить им учёбу в развитых странах и условия для добровольного возвращения домой.

-6

Иран весьма индустриален, хотя сама культура промышленного строительства тут другая и в ней почти отсутствует главный символ наших заводов - трубы. Самые заметные в пейзажах Северного Ирана элеваторы и цементные заводы - по производству цемента Иран входит в первую пятёрку стран мира, между США и Россией. Но есть тут и металлургические комбинаты полного цикла (Исфахан), и гигантские нефтезаводы (Абадан), а по производству автомобилей (1-1,5 миллиона в год) в лучшие годы Иран превосходит Россию (1,3-2,5 миллиона) в худшие. Ещё показательная деталь - я ни разу не видел здесь гужевого транспорта, и поля Передней Азии не волами пашут - комбайны порой припаркованы даже у частных домов.

-7

В целом, несмотря на кризис и баснословную дешевизну, я бы по уровню жизни соотнёс Иран с Казахстаном, а работник посольства, с которым я общался, оценил здешнее благосостояние примерно в 80% от российского. Минус - качество частной сферы услуг (тут даже супермаркетов почти нет), плюс - уже упомянутые дороги и больницы. Но этот рост уровня жизни сыграл с Исламской республикой злую шутку...

-8

Со времён Исламской революции прошло уже 40 лет, сменилось два поколения, и современная молодёжь о дореволюционной родине судит по тем самым картинкам, где парни похожи на битлов, а девушки позируют в купальниках. Имея возможность посмотреть мир, думая не только о хлебе насущном, они конечно недоумевают, почему им нельзя вечерком выпить пива, а ходить надо в закрытой одежде, грозить войной далёкому Израилю, жить памятью о гибели Али и встречать цинковые гробы из Сирии. Конечно, это касается не всех, верность исламу и ненависть к Америке, не говоря уж о простом патриотизме, тут всё ещё массовы. До революционной ситуации Ирану далеко, но сердца многих уже требует "пе-ре-меннн!".

-9

Мне не раз доводилось слышать, что нынешний Иран - это СССР накануне Перестройки. Вплоть до многих внешних атрибутов - например, молодые (и как правило очень красивые!) персияночки обожают строить глазки иностранцам. Вот с этими девицами я перекинулся несколькими фразами, и с пол-оборота пошли вопросы о том, есть ли у меня жена и девушка, и восторженный визг от того, что их нет. Я оставил им свой мейл, а когда поднял глаза - увидел, с каким осуждением на нас смотрит вся улица. По словам знакомого путешественника, закадрить персиянку нетрудно, куда труднее найти место для уединения: секс с иностранцами тут официально запрещён, накажет "полиция нравов" обоих, а местные не замедлят нарушителей сдать - хотя бы просто из зависти...

-10

Мрачная идеология с её культом мученичества здорово контрастирует с впечатлением "на земле": иранцы - народ очень жизнелюбивый, всегда готовый к смеху и не лишённый здоровой пошлинки.

-11

Их история была очень долгой и очень кровавой, и тот, кто много горевал - не выжил.

-12

И всё это на самом деле грустно: либо жить ещё десятилетия в не самом симпатичном режиме, балансирующем на грани большой войны - либо сдать его вместе со всей страной в металлолом, получив взамен цветные бусы и евробезвиз. И кто повинен в том, что мир устроен так, а не иначе?

-13