Еще в моем детстве информация и понимание подавались в одном пакете. Через учителя и - немного - через книги.
Но достать нужную книгу было трудно и часто - невозможно. Существовал, конечно МБА (между библиотечный абонемент), который в течение 30 дней доставлял вам книгу из другого города.
Но не любую. а только “разрешенную”.
Телевизор имел один канал и показывал, в основном, поцелуи Ильича и “вести с полей”. Это не несло смысловой нагрузки и поэтому не являлось “информацией”.
Сейчас ситуация изменилась кардинально: “не пущать” стало почти невозможно. Зато стало возможно отделить информацию от понимания.
Зачем и как? Давайте посмотрим.
Она так легко доступна ...
Сейчас в интернете столько легко доступной информации, что ни один человек не усвоит ее и за несколько жизней.
- Это похоже на современный супермаркет, Ашан. Огромные пространства, стеллажи со всевозможными продуктами. И бюджетными, и не очень.
Единственное, чего может не хватать в Ашане, это денег.
- Еще лучше - пример с интернет гипермаркетом.
Приходишь, тыкаешь пальчиком в экран монитора, выбираешь нужное, суешь карточку в дырочку и - вуаля! Забираешь товар у стойки.
В интернет-гипермаркете также может не хватать только денег.
“А чего может не хватать в образовании? И какая связь магазина со школой?”,- спросите вы.
Школа - это оксюморон
В современном образовании не хватает единственной вещи: понимания.
“Информация” становится Информацией исключительно в процессе осмысления, понимания. До этого она - мусор, “информационный шум”, засоряющий мозги и травмирующий психику.
- Вот томограмма мозга, который старается понять, но не может. Он буквально “горит”.
- А рядом - мозг понимающий: совсем другая картинка.
И неспроста в современной образовательной среде (пожалуй, даже так: “образовательной”) резко выросло число психических расстройств и хронических заболеваний. Любой участковый врач объяснит вам, что все серьезные заболевания - “от нервов”. Объяснит умными словами.
Я таких слов не знаю, но суть улавливаю.)
И, перефразировав Виктора Пелевина, скажу:
Школа - это оксюморон из одного слова.
Главное противоречие школы
Лет 6-7 назад, всерьез обеспокоившись обучением младшего сына, я выявил и сформулировал главное противоречие современного образования.
Между
- необходимостью давать информацию, чтобы иметь “квалифицированный рабочий труд”.
- И не давать информацию, чтобы “квалифицированная толпа” не стала “шибко умной” и не начала задавать неудобные вопросы.
Для этого:
- В Законе об образовании понятие “Знание” заменили понятием “компетенции”.
- Модель образования, нацеленную на понимание, заменили “компетентностной моделью”, нацеленной на запоминание.
Решение противоречия - и я вынужден признать это - изящное: “Давать не давая” …
… Оказавшись в очередной раз в Ашане спросите себя: много ли товаров вы сможете запомнить?)
НЕКТО ...
Такое ощущение, что некто, могущественный и невидимый дал команду: “Ату, понимание!” И - понеслось …
Мы ругаемся на отдельных некомпетентных педагогов, некоторых придурковатых авторов учебников, но разве дело в них?
Даже я знаю несколько человек, способных написать отличный учебник по математике, русскому языку и информатике. Про “Учебник” информатики - вообще смех, “Веселые картинки” для тех, кто в теме. Впрочем, “Учебники” математики - не лучше ...
Но "учебники" пишут другие …
Отдельные учителя - ни причем. Поиск “сильного учителя” в школьной среде - еще один оксюморон. По крайней мере, статистически.
“Помощь утопающим”, как говорится …
Только семейное, домашнее, дистанционное и любое другое образование, когда родители непосредственно подключаются к обучению своего ребенка дает сегодня шанс.
Шанс получить И информацию, И понимание.
Потому, что раздельно они не продаются. Как “Заказы” в советское время, когда в нагрузку к колбасе всегда давали рыбные консервы )
Но этого вы, скорее всего, не помните … И слава богу.))
Занимайтесь с детьми.
Согласны? ЛАЙК. Или подписка.