Найти тему

"Рождественская Песнь" и художественный подвиг Гарри Фернисса

Начало:

Джон Лич
Соломон Эйтиндж
Эдвин Эбби
Фред Барнард

В 1910 году в Великобритании был явлен пример художественного подвига. Готовилось к выпуску внушительное издание работ Диккенса под общим названием «Библиотека Чарльза Диккенса». Библиотека эта состояла из восемнадцати томов и содержала порядка 1200 иллюстраций. Все эти рисунки были созданы одним единственным художником по имени Гарри Фернисс.

Чтобы осознать всю степень величия этого героического акта достаточно вспомнить об издании семидесятых годов девятнадцатого века, о котором мы писали ранее – объемный многотомник, выпущенный совместными усилиями двух крупнейших издательских домов США и Великобритании, проиллюстрировали шестнадцать британских и американских художников. В общей сложности, они создали тогда для диккенсовского собрания сочинений более тысячи рисунков.

-2

Гарри Фернисс, художник ирландского происхождения, проявил действительно невероятную плодовитость и усидчивость, в одиночку справившись с такой масштабной задачей. Масштабность и плодовитость в целом были присущи его творчеству — помимо полного собрания произведений Чарльза Диккенса, он проиллюстрировал собрание сочинений Теккерея, несколько разделов спортивной энциклопедии, двадцать девять собственных книг, и нарисовал бесчисленное количество скетчей и карикатур для «The Graphic» и «Punch».

-3
-4

В его иллюстрациях к «Рождественской Песни», как и в работах предшествующих ему художников, встречаешь все те же знакомые, позаимствованные у Джона Лича образы и композиционные планы – прием этот становится доброй художественной традицией, своеобразным реверансом в сторону признанного классика. Но между двумя графическими интерпретациями лежит пропасть, почти семьдесят лет. Фернисс принадлежит совсем другой эре, другому новому дивному миру, где в домах зажигают первые электрические лампочки, по дорогам носятся устрашающие механизмы, над грешной землей летают не эфемерные призраки, а вполне себе реальные аэропланы, и все вокруг, и стар и млад, увлечены самым большим чудом света – синематографом. И рождественская история, которую рисует Гарри Фернисс, хоть и зиждется на заложенных Диккенсом и Личем морализаторских принципах и рассказывает все о том же духовном перерождении мистера Эбинизера Скруджа, разворачивается в абсолютно новом графическом контексте.

-5
-6

Отдельные картины повествования перемежаются набором небольших зарисовок, объединенных воедино в своего рода коллаж; из круговорота разрозненных кадров складывается тот или иной этап скруджевского пути. Эта некоторая суматошность, кинематографичность художественного языка оживляет знакомые сцены и привносит в них динамику начала двадцатого века. Диккенсовские персонажи тяжеловесной викторианской эпохи у Фернисса современны и очень человечны; Скрудж взирает на призрачного Марли, опутанного неизменными цепями, не столько с положенным содроганием, сколько с раздражением и скептицизмом; а образ самого призрака насмешлив и, кажется, слегка комичен.

-7

Отдавая дань уважения сложившимся традициям и канонам иллюстрирования «Песни», Фернисс концентрирует внимание читателя не на событиях рассказа, не на мистических переживаниях Скруджа и не на идиллических сценках из жизни крэтчитовского семейства, как это делали предыдущие иллюстраторы, а на душевных переживаниях старого скряги, его смешанных чувствах, страхах и сомнениях. Талантливые, легкие его рисунки занимают почетное место в диккенсовской иконографии.

-8

_________________________________

Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать).
А еще у нас есть
инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)

Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.