Найти тему
ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА

История Рождества: почему для беременной Марии не нашлось места ни в одном из домов?

Многих удивляет, почему, согласно истории Рождества Христова в Евангелии, когда Иосиф с беременной Марией прибыли в Вифлеем на перепись населения, они не смогли найти себе ночлег ни в одном из домов? У современного человека возникает естественный вопрос: неужели, даже если в домах совсем не было места, не нашлось людей, которые бы захотели пожертвовать своим углом в доме, а сами пойти переночевать где-нибудь под звёздами?

С одной стороны, ответ может лежать на поверхности: древнее общество было менее развитым не только в плане технологий и мировоззрения, но и морали. Иными словами, бытовало что-то вроде нашего сегодняшнего недалёкого, но известного на всю Россию интернет-мема... Ну, в общем вы меня поняли. Я не хочу в своём блоге это продвигать.

Но есть и другая интерпретация, историческая. Новозаветное предание было написано почти 2000 лет тому назад, и его истории отсылают нас в древность. В другое время, где бытовали другие правила и законы. Большинство из них осталось в прошлом, и мы ничего о них не знаем, а когда читаем древние тексты, мы склонны проецировать на прошлое обычаи современной культуры, в которой живём.

Но историки умеют читать древние тексты между строк, зная обычаи древних людей. Таким образом, применяя историческую интерпретацию, можно расшифровывать некоторые места Священного Писания. Именно на исторический подход и психоанализ опирается чешский психолог Иероним Климеш, рассказывая об истории Рождества в своей лекции "Детство Иисуса", по материалам которой написана эта статья.

Когда-то Иероним Климеш работал в семейном кризисном центре. Каждый день он встречался с бездетными семейными парами, которые страстно желали иметь детей, и детьми, оставшимися без попечения родителей. Когда в очередной раз он перечитывал Евангелие от Матфея, он был поражен, насколько риторика Христа совпадает с риторикой такого ребёнка.

Но обо всём по порядку. Целая история началась в доме первосвященника Захария, куда пришла Мария, девушка из Храма, в котором Захария служил. Вполне возможно, что Мария была и его дальняя родственница - так или иначе, в этой семье её хорошо знали. Мария ожидала ребёнка.

Две женщины, Елизавета и Мария, разговаривали, а вот Захарий тогда говорить не мог - он лишь сидел в стороне и слушал их разговор. И он не смог остановить Марию, когда она сказала, что ждёт ребёнка от Бога: в консервативно настроенной Иудее того времени за такие слова могли побить камнями.

Возможно, престарелой супружеской чете Мария была даже ближе, чем родственница. Оба её знали с малых лет, ведь он была девушкой, посвященной Храму, которая уже много лет там жила и работала. Храм тогда представлял собой огромное сооружение наподобие монастыря - здесь были многочисленные хозяйственные постройки, комнаты для аскетов и отшельников, мастерские и трапезные. Он выглядел скорее как современный монастырь, чем как храм. Весь этот огромный храмовый комплекс нужно было обслуживать, сохраняя при этом ритуальную чистоту, поэтому по традиции помогать в Храме и выполнять работы здесь могли только незамужние девушки - непорочные девы. Они жили и работали в специально для них отведённых домах, находившихся во внешнем дворе Храма. По преданию Мария участвовала в создании завесы для Святая святых, той самой, которая позднее во время смерти Спасителя на Кресте разодралась надвое (Мф 27: 51).

Введение во Храм пресвятой Богородицы, Россия, конец 19 века.
Введение во Храм пресвятой Богородицы, Россия, конец 19 века.

Считается, что когда Марию принимали в храм в возрасте трёх лет, именно Захария встречал её перед входом. Задачей первосвященника было так же пристраивать девушек, выдавая их замуж, когда те достигали совершеннолетнего возраста. Так что, скорее всего, обручение Марии и Иосифа так же было инициативой Захарии.

Почему-то считается, что Иосиф был бедняк. Едва ли, во-первых, это был человек из рода царей Давида и Соломона. Во-вторых, служение девушки в храме было делом статусным, и за кого попало Марию бы замуж не выдали. Иосиф не был ни одиноким, ни бедняком, он был из состоятельного и уважаемого дома, и более того, у него уже были дети от первого брака. Скорее всего, он был главой большого рода. Во времена, о которых идёт речь, люди не жили маленькими семьями, как сегодня. Понятие семьи тогда включало всех ближних и дальних родственников, живущих в большом доме и в ближайшем соседстве от него. Скорее всего, главой или одним из старейшин этого дома и был Иосиф, учитывая хотя бы его возраст.

Считается, что Иосиф был плотник, но речь идёт о временах, тогда ремесло было организовано в мастерские, и человек, который содержал такую мастерскую, был уважаемым и состоятельным, он был кем-то вроде предпринимателя в современном понятии. Так, мы уже писали об уважаемом торговце зерном, который был с почётом похоронен в римских катакомбах. Статус Иосифа важен, об этом речь пойдёт далее.

Из Евангелия известно, что когда Мария узнала, что ждёт ребёнка, она была только обручена с Иосифом. Это была такая традиция - обручаться за год до брака. И знаете, почему? Чтобы супруг и его семья могли быть уверены в том, что ребёнок, который потом родится, действительно от мужа. Целомудрию и законнорожденности в консервативно настроенном Иерусалиме придавали поистине огромное значение - за нарушение первого полагалось избиение камнями, на нарушение второго ребёнок мог стать изгоем.

Это значит, что когда Иосиф узнал, что Мария ждёт ребёнка, по закону того времени он мог огласить её - вывести её из дома и принародно обвинить в блуде, после чего бы следовал самосуд, который обычно заканчивался избиением камнями.

Но мы знаем, что Иосиф ни в коем случае не хотел наказания для Марии. И знаем, насколько сильно он при этом переживал эту ситуацию.

Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. (Матфей 1-19)

То есть, Иосиф не хотел идти по закону общества, а дать ей убежать, что возможно кинуло бы тень позора и на него. Позднее Иоанн Златоуст напишет, что нежелание Иосифа огласить Марию было одним из предзнаменований наступления эпохи Нового Завета.

Согласно евангельскому преданию, тогда Иосифу явился архангел Гавриил, который успокоил его, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

На древнерусских иконах Рождества Христова смущение Иосифа изображается в виде старичка, который в то же время символизирует нечистого (внизу слева).
На древнерусских иконах Рождества Христова смущение Иосифа изображается в виде старичка, который в то же время символизирует нечистого (внизу слева).

"С рациональной точки зрения не так важно, было ли явление ангела на самом деле или нет. Здесь важно то, что у Иосифа появилось личное убеждение в невиновности Марии и уверенность в том, что ребёнок, которого она ожидает, исключительный и необычный,"- рассказывает Иероним Климеш.

Тем не менее, есть еще одна вещь, которая не так известна. В Евангелии от Матфея история о непорочном зачатии описывается так:

по обручении Марии Матери Его, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа святого (Матфей, 1-18)

Дело в том, что в древнееврейском оригинале на месте переведённого "оказалось" использовано слово, которое обозначает заключение медицинского осмотра. Это даёт предположить, что имел место и врачебный осмотр, который подтвердил одновременное наличие целомудрия и беременности.

С точки зрения крайне консервативного иудейского общества заката эллинистической эпохи, оба в этот момент оказались просто в удручающей ситуации и стали самыми настоящими изгоями.

И вот, на перепись населения Иосиф должен был возвратиться в Вифлеем, поскольку он был из рода Давидова. Именно в Вифлееме жила большая часть его родственников. Более того, большая часть населения крошечного на тот момент Вифлеема состояла из родственников Иосифа. Но ни в одном из домов не нашлось места молодой обручённой паре, хотя Мария уже начинала рожать. И причина становится понятной: Марию просто никто не хотел впустить в свой дом. Все боялись, что роды незамужней женщины осквернят дом правоверных иудеев.

Иисус и Мария в Вифлееме
Иисус и Мария в Вифлееме

"Рождество - это напоминание о самой большой человеческой жестокости", - рассуждает Климеш. Иосифа выгнали из его собственного родного города, и Иисус начал жизнь как незаконнорожденный. Но именно Иосиф был убеждён, что Мария невинна. И он спас Марию от смерти. Кроме того, он был тем, кто Марию и ребёнка реально защищал перед жестокостью общества. "Рождество - это не праздник семьи," - рассказывает Климеш, "Это праздник отцовства".

Позднее, когда Иисус шел, размышляя, со своими учениками в Иерусалим - на свою смерть - его ученики шли вслед за ним и спорили, кто из них больший. Так они пришли в дом в Капернауме, где Иисус спросил их, о чём они разговаривали, но ученики молчали в ответ. Иисус ответил: "Кто хочет быть первым, тот пусть будет последним из всех и всем слугой". Потом он поставил перед собой ребёнка, обнял его и продолжал: "Кто принимает одного из таких детей ради Моего Имени, тот принимает и Меня, а кто принимает Меня, тот принимает и Пославшего Меня" (Марк 9, 33-36). По мнению Климеша, такую мысль мог высказать только тот, кому это было близко, и несомненно здесь Иисус намекает на своего отца. По его мнению, у Иисуса было аномальное мышление, и это было мышление приёмного ребёнка.

Святой Иосиф с ребёнком-Христом, икона перуанских индейцев, 18 век.
Святой Иосиф с ребёнком-Христом, икона перуанских индейцев, 18 век.

Этот рассказ проливает свет на рождение Спасителя и даёт глубину толкованию всем известной евангельской истории, у которой, как оказалось, есть чему поучиться и сегодня. Это история совсем молодой девушки, оказавшейся в сложной ситуации, и героического отцовства, которое воплотил Иосиф.

Источники:

Подкаст лекции И. Климеша "Детство Иисуса" на чешском.

Статья Таинственный старик на иконе.