Найти в Дзене

Продолжение истории Ведьмака в последней книге Сапковского "Сезон гроз", ну или почти ...

«Сезон гроз» - последняя на сегодняшний день книга, написанная Анджеем Сапковским. Познакомится с данным романом мне удалось спустя примерно 2 года, после запойного прочтения основной истории о белом волке из Ривии.

Будучи поклонником творчества пана Сапковского, могу сразу отметить, что «Сезон гроз» вышел не самым сильным произведением усатого мастера польского фэнтези, однако, и откровенно слабым или скучным назвать его язык не поворачивается. По моему мнению, «Сезон гроз» - это своего рода обзорная экскурсия Сапковского по вселенной Сапковского. «Ведьмак о мире ведьмака». И, думается, на то были свои причины.

-2

«Сезон гроз» издан в 2013 году. К тому времени права на использование образа Геральта, да и вселенной в целом были проданы автором небезызвестной компании CD PROJEKT RED за сравнительно небольшую сумму польской национальной валюты – 40 тысяч злотых (примерно 10 тысяч долларов).

Тогда уже увидели свет две части игр франшизы «The Witcher», принесших компании с красным кардиналом на логотипе весьма солидную прибыль. Возможно пан Сапковский тогда понял, насколько продешевил с правами на вселенную и решил хоть как-то наверстать упущенный гешефт, заодно прокатившись на волне известности своей собственной саги, поднятой «крысными кардиналами».

Книга, увы, не бросает нас с головой в омут хитросплетений предназначения, тайного символизма или сложных дворцовых интриг. Она не дает описания многотысячных баталий, от мощи и энергетики которых замирает дыхание. Она просто рассказывает историю о том, как ведьмак мечи искал (да-да – это главная сюжетная линия романа). Однако, я бы не сказал, что это делает «Сезон гроз» хуже остальных книг Сапковского. В такой тривиальности есть некоторое преимущество романа как над собственными работами многоуважаемого пана, так и над многими другими серьезными произведениями жанра фэнтези. «Сезон гроз» не перегружен излишней сложностью сюжета и витиеватостью рассказа, он не пугает неопытного читателя имена типа Виллентретенмерт или Креван Эспане аэп Каомхан Маха, он не заставляет размышлять над тем что «иметь миллион и не иметь миллиона – это в сумме два миллиона». Он просто рассказывает сказку, притом, сказку, если можно так выразится, настоящую. С классическими героями и злодеями, с четким разделением на черное и белое, добро и зло.

Учитывая современные тенденции произведений массовой культуры, будь то кинематограф, мультипликация или литература, лично я вижу тенденцию к усложнению характеров персонажей (блестящий пример – игра престолов). Герои перестали быть полярными, и весьма сложно в разрезе той или иной работы судить, что есть хорошо, а что плохо. Также не редкость построение сюжета на выборе между одним и другим злом.

Несомненно, усложнение характеров, украшение персонажей нетипичными особенностями, наделение нелинейностью – это прекрасно, ибо приближает героев к нам – зрителям и читателям. Дает больше простора для построения параллелей, больше точек соприкосновения, больше поводов поразмышлять над мотивами того или иного поступка героя. Однако, мы стали забывать, что существуют сказки. О том, что главный герой может быть хорошим малым, честно выполняющим свою работу. О том,что этому самому герою не обязательно иметь пару-тройку психических расстройств и жуткую хромоту на левую ногу.

«Сезон гроз» отлично справляется с ролью сказки, к тому же являясь прекрасным гидом по миру фэнтези в целом. Некоторую незамысловатость сюжета с лихвой компенсирует атмосфера продуманной до последнего дорожного столба вселенной мира после сопряжения сфер. Вселенной, где чародейки ослепительно красивы, поля пестрят цветами, а в тавернах стоит запах жареного мяса и свежего пива. Не чужд роману и яркий юмор Сапковского, пусть иногда и основанный на шутках про поедание бобов.

В заключении хочется добавить, что несмотря на простоту сюжета и, на мой взгляд, откровенно коммерческие причины появления, «Сезон гроз» вышел хорошей, и, что немаловажно, весьма доброй сказкой. Приятной и легкой. Было здорово вновь окунуться в знакомую атмосферу, узнать еще немного про похождения Геральта из Ривии, полюбоваться на волны гавани Керрака с веранды Литты Нейд…

Я бы смело порекомендовал прочесть «Сезон гроз» тем, чей взор только-только упал на стеллажи с надписью «Фэнтези», а также тем, кто еще не успел познакомится с творчеством Анджея Сапковского. Прочтение этого романа станет отличной прогулкой в волшебном лесу фэнтези, которая, к слову, ни разу не утомит сложностью маршрута, и несомненно, подарит желание вернуться снова.

Автор: Кирилл Ануфриев

Группа Вконтакте. Подписка на канал в Яндекс.Дзен. Подписка на YouTube канал. Помочь развитию канала.