Доброго времени суток!
Это пилотная статья, поэтому если понравится - поставьте лайк, тем самым давая понять свою заинтересованность. В данном цикле статей я буду брать или умершие, или воскресшие игровые серии, и, соответственно, буду разбирать, почему они или умерли, или обрели второе дыхание. И серия для разбора на сегодня - Dead Space. Приятного чтения!
Введение
Думаю, что сложнее будет найти человека, который не слышал о данной серии, однако позволю себе краткую экспозицию: Dead Space - это серия, состоящая из игр, комиксов, книг и даже анимационных фильмов и относящаяся к двум основным жанрам: научная фантастика и хоррор. За основу разбора возьмём три номерные части, ведь именно на этих играх прекрасно виден момент смерти серии.
Золотые времена: Dead Space
Первая часть франшизы выходила с огромным трудом, однако по выходу совершила настоящий фурор: игра оказалась не просто страшной или правдивой с точки зрения науки (не забываем, что научная фантастика - один из двух доминирующих жанров). Разработчики заставили умело работать эти два жанра между собой. Как итог, геймеры всего мира получили очень атмосферную игру, которая спокойно могла повергнуть в страх даже закалённых любителей хорроров и заставить удалить себя, и больше никогда не возвращаться.
Dead Space пугала не резко выпрыгивающими с громкими звуками монстрами (хотя, конечно, и не без этого). Упор ставился на атмосферу загадочности, неизвестности и постоянное чувство опасности. Благодаря дуалистическому интерфейсу (прим. интерфейс, который одинаково существует и для игрока, и для героя), звуковому сопровождению и грамотно созданным локациям, погружение происходило мгновенно. Геймплейно игра также имела уникальную черту - стратегическое расчленение, которое благоприятно сказывалось на общее ощущение от стычек с некроморфами. По поводу сюжета можно сказать так: он не хватает звёзд с неба, но на твёрдую 4 из 5 тянет однозначно. Чего нельзя сказать о лоре - он проработан на 5 с плюсом, и расширялся вплоть до выхода последней номерной части серии.
Как можно понять, Dead Space 1 в своё время была встречена очень тепло, и из козырей имела уникальную атмосферу, добротный сюжет и быстроразвивающийся в правильном направлении лор. Что же могло пойти не так?
Переходный период: Dead Space 2
Но падение серии началось ещё не тут. Данная часть признана немалым числом людей лучшей в серии. Не будем разбирать подробно всё так же, как выше. Обозначим основное, что подверглось изменению:
- Атмосфера. Играла не стала не страшной, нет. Но разработчики услышали отзывы игроков и снизили градус того постоянно нагнетающего чувство опасности и страха, сделав игру более доступной для рядовых геймеров
- Сложность. Думаю, не совру, если скажу, что игра стала несколько проще относительно первой части.
- Говорящий Кларк. Да, наконец Айзек научился говорить. Это незамедлительно заставило прописывать герою характер, отношение к разным вещам. И справились разработчики хорошо - Кларк получился действительно интересным персонажем.
Большая часть других изменений не столь заметна. Новый сюжет, частично повторяющий первую часть в некоторых элементах костяка. Или несколько новых фишек - сейчас это уже не так важно. Важно другое - однозначное оказуаливание игры расширило аудиторию серии: Dead Space почти не потеряв тех, кто играл в первую часть, а нарастила аудиторию, которая прошла вторую часть и захотела пощекотать нервишки в первой. Тем более были и приятные вещи для фанатов первой части - будь то связь с тем, что выходило между заглавными играми (книги, комиксы и т.д.) или же наконец переставший быть немым Айзек.
Резкая кончина: Dead Space 3
В третьей части разработчикам было необходимо как-то освежить игру геймплейно. Однако на одних лишь геймплейных изменениях они не остановились:
- Добавление кооператива. На этом, на самом деле, можно уже и закончить. Почти что навязанный, он уничтожил почти всю атмосферу франшизы.
- Ещё большее оказуаливание. Айзек почти всегда ходит с кем-то из соратников, убить его стало ещё сложнее, а патроны стали универсальными - из первой игры серии про выживание человека, третья часть превратилась в игру про, скорее, геноцид некроморфов руками Айзека Кларка.
- Убийство атмосферы: появление людей-противников, противников зомби... Игра уходила от своих корней во многих направлениях.
Так и получилось, что если в первой части разработчики шли в а-банк, делая очень нестандартную и идейно-новую игру, по итогу оказались правы. Во второй они робко попытались захватить новую аудиторию, не променяв старую, что у них также вполне успешно вышло. Последняя же на данный момент часть франшизы уничтожила всё то, за что она так полюбилась игрокам первых двух частей, и предложила взамен, по сути, достаточно посредственные для игры подобного жанра, нововведения.
Подводя итог...
В защиту разработчиков сразу хочу отметить, что они всеми силами пытались избежать добавления кооператива, однако не смогли противиться слову издателя, который настаивал на этом. Возможно, отказ от этого не заставил бы разработчиков свернуть так далеко от первоначальной дороги, по которой они двигались с момента начала работы над первой частью. Так же отмечу, что серия повлияла на игровую индустрию в целом, показав всему миру новое сплетение жанров и также доказав, что подобные игры могут приносить прибыль.
Серию сгубила именно третья часть, которая попросту ушла от своих корней. Из действительно страшной игры, с выверенным геймплеем и прекрасной атмосферой, франшиза спустилась до проходного, немного страшненького шутера на одно прохождение. Но зато в кооперативе!
Спасибо, что прочли статью до конца. До новых встреч!