Найти тему
Читай Про Себя

Пять лучших книг 1970 года

Начались семидесятые. На киноэкранах - товарищ Сухов, в новостях - Анжела Дэвис и Кампучия, в литературе - самоубийство Мисимы и нобелевка Солженицыну, распались "Битлз", но зато появились "Black Sabbath" и "Queen". А что еще ведёт отсчёт с этого года, кроме "Спортлото", "эпохи UNIX" и патента на компьютерную мышь?

Роджер Желязны, "Девять принцев Амбера"

К концу семидесятых "Новая волна" пойдёт на спад - но сейчас она на пике, и фантастическая сага о принцах янтарного королевства, полная отсылок к мифам и артурианским легендам, шекспировских аллюзий и философии искусства только-только hit the shelves - "вдарила по книжным полкам" любителей фантастики сначала в Америке, а потом и во всём мире. Начавшись как нео-нуар, она захлёстывает с головой и переносит в параллельный мир, по сравнению с которым наш - только бледная тень, и начинаются погони, интриги, страсти и проклятия королевских масштабов. Как и Амбер, рассеивающий вокруг себя миры-отражения, эпичный цикл Желязны мерцает сегодня в бесчисленных тропах и образах современной фантастики.

Ричард Бах, "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"

Повесть-притча о взрослении и свободе стала без преувеличения манифестом своего времени. Миллионный порог тиража она взяла всего за два года - и переиздаётся до сих пор. Метафорой полёта Ричард Бах рисует путь самосовершенствования и поиска себя в ограниченном и материалистичном мире. Многим она кажется наивной, но тем не менее, считается одной из самых терапевтичных книг современности. По словам одного из критиков: "настолько банальна, что её нужно читать взрослым; дети это всё и так видят насквозь". Повесть разошлась на философские цитаты и вдохновила множество образов в популярной культуре.

Сьюзен Хилл, "Я в замке король"

Роман англичанки Сьюзен Хилл - не аллегория, как традиционно сравниваемый с ним "Повелитель мух" Голдинга, а самый настоящий психологический реализм. Вокруг отношений детей построен и сюжет, и язык - немного по-детски неуклюжий, то образный, то сухой, - но это книга для взрослых и про взрослых, жестокая, смелая и невыносимо правдивая, отражающая реальность столь же честно, как поступки детей отражают поведение их родителей. Она не взяла крупных призов (только премию Сомерсета Моэма) и экранизована была всего один раз, однако надёжно застолбила для Хилл место в ряду мастеров-романистов ХХ века.

Венедикт Ерофеев, "Москва-Петушки"

Издательство "Александра", 1990 год
Издательство "Александра", 1990 год

Самая загадочная, самая исследуемая, самая массовая в самиздате книга советской эпохи - поэма в прозе о путешествии по России, главный герой которой, одухотворённый алкоголик Веничка, всё хочет попасть в Кремль, но оказывается опять на Курском вокзале. Здесь и "Мёртвые души", и Библия, и "энциклопедия русской жизни", и алкогольная мифология - "Москва-Петушки" не только содержит неизмеримое количество цитат и отсылок, но и сама разошлась на цитаты, сформировав духовный и культурный код целой эпохи.

Жан Бодрийяр, "Общество потребления"

Пятьдесят лет назад ценности общества потребления были поставлены под сомнение. Уже во второй своей крупной работе французский философ сформулировал конфликт, определивший развитие общества конца ХХ - начала XIX веков, и прошёлся по всем ловушкам современного уклада жизни в экономике и СМИ: подмена ценностей, хроническая усталость, фетишизация внешних признаков успеха, тоталитарный характер общества, живущего в социальном и коммерческом насилии, в котором само созидание не преследует иной цели, кроме подпитывания бесконечных дефицитов для бесконечного наращивания производства.

С тех пор прошло полвека.

~*~ На канале есть ещё подборки лучших книг: за 1969, 1974, 1979, 1989, 1984 и 1994 год. Забегайте на огонёк в телеграм @pro_sebia ~*~