Если для современных игроков в Warhammer 40000 книги о Повелителях Ночи, в основном, ассоциируются с трилогией Аарона Дембски-Боудена, то для тех, кто познакомился c сеттингом в середине 2000-х, главным произведением про безжалостных воинов Конрада Керза, стал «Повелитель Ночи» за авторством Саймона Спуриэра.
И по сей день, для меня этот роман - одна из самых любимых книг по вселенной Warhammer 40000. Мрачный, жестокий, циничный – он, как нельзя лучше, отражает дух VIII-Легиона; равнодушие и упадничество улья, в котором происходит значительная часть событий книги, безнадежность и гротеск самого сеттинга, где «…во мраке далекого будущего, есть только война».
И, конечно, вспоминая произведение Спуриэра, нельзя не упомянуть о личности «самого виновника торжества» - Мастере Когтя, первом капитане после гибели, а возможно исчезновения, Севатариона, наследнике могущественного артефакта «Корона Нокс», в котором, согласно некоторым слухам, дремлет душа Конрада Керза.
Незадолго до смерти примарха VIII-Легиона, Ночной Призрак фактически назначил Зо Сахаала преемником и лидером Повелителей Ночи, на что указывают цитаты из книги Саймона Спуриэра: «Он [Ночной Охотник] заставил капитанов замолчать и объявил о своем наследнике. Он сказал, что выбрал сына и завещает ему свое наследие» и «…Конрад Керз закрыл черные глаза и произнес имя. То имя было – Зо Сахаал».
Но даже столь явное объявление наследника не встретило одобрения и признания в среде Повелителей Ночи, и на то было несколько причин:
1) Отсутствие публичности в решении о наследовании: его огласили перед очень узким кругом лиц, фактически – только перед советом капитанов;
2) «Корона Нокс», после убийства Конрада Керза, исчезла, лишив Зо Сахаала символа власти над Легионом;
3) Большинство капитанов, при жизни Керза – тайно, а с его гибелью уже открыто, проигнорировало решение своего отца;
4) Смерть Керза ослабила последние путы, которые сдерживали анархию и борьбу за власть внутри самого Легиона, отчего многие капитаны и, в частности, Криг Ацербус – открыто жаждавший власти над Повелителями Ночи, сформировали собственные варбанды и развязали братоубийственную войну за трон Ночного Охотника.
Кроме того, «Корона Нокс», пускай и могущественный, но далеко не единственный символ власти VIII-Легиона, о чем, кстати, Талос прямо говорил Абаддону Разорителю, в произведении Аарона Дембски-Боудена «Ловец Душ», цитата: «Мастер Когтя исчез, но его претензии были не более обоснованы, чем у других – даже несмотря на то, что он владел одной из наших священных реликвий» и «Ни один истинный наследник не объявился. Трон нашего отца свободен».
Но почему Конрад Керз выбрал в качестве наследника именно Зо Сахаала?
Возможно, в нем он увидел то, что могло бы спасти Легион от гибели: тотальной деградации, разобщения, служению собственным порокам, а не великой цели.
Или в нем не было того изъяна, который примарх ощущал в себе?
Кто знает, может и так…
Во времена Ереси Хоруса, Зо Сахаал охотно принял сторону своего Отца: его лояльность принадлежала Ночному Охотнику, а не Повелителю Человечества. Слова примарха – были его словами; мысли – отражением его собственных убеждений, а потому любой приказ отца, Сахаал выполнял без всякой жалости или сомнений.
В отличие от большинства собратьев, которые уже тогда стали «рабами своих желаний», он использовал амбиции не для насыщения личных страстей, а для мести – Империуму, предавшему не только Конрада Керза, но и собственные идеалы.
Как уже было сказано выше, перед своей смертью Ночной Охотник назначил Сахаала своим преемником, что, повторимся, не было объявлено публично, так как коварный ассасин М’Шен (да-да это определенный реверанс в сторону «Апокалипсис сегодня» Ф.Ф. Копполы) не только убил Конрада Керза, но и похитил «Корону Нокс».
Мастер Когтя поклялся отомстить и бросился в погоню за убийцей своего отца. Сахаал завладел «Короной Нокс», но и сам угодил в ловушку варп-шторма, после того как эльдары подбили его корабль.
Варп – место, где привычные физические законы, увы, не действуют. Ловушка, в которую угодил Первый Капитан, продлилась десять тысяч лет и фактически перенесла Сахаала из 31-го в 41-ое тысячелетие.
Выйдя из стазиса, Мастер Когтя обнаружил, что его корабль потерпел крушение на мире-улье Эквикус, «Корона Нокс» пропала, да и, кроме того, прошло без малого 10000 лет.
Событиям на мире-улье, поискам короны, конфликту с собратьями и посвящена книга «Повелитель Ночи».
Интересно, что можно провести определенные параллели между Зо Сахаалом и Конрадом Керзом.
Первый Капитан собирает свое "войско" из бойцов одной из банд Эквикуса, а Повелитель Ночи – из наиболее опасных преступников своей родной планеты.
Эквикус – явная аллюзия на Ностромо.
Дознаватель Инквизиции Мита Эшин – созвучно с М’Шен, убийцей примарха VIII Легиона.
Кроме того, Сахаал, как и Конрад Керз, разочаровывается в своих братьях, когда они приходят на его зов. Первый Капитан понимает, как сильно деградировали воины Легиона; видит обезумевшего от власти, крови, даров и наслаждений Хаоса Крига Ацербуса; понимает, что идеалы и устремления его отца искажены и растоптаны, но в отличие от Ночного Охотника, Сахаал не приемлет поражение и не готов подчиниться судьбе.
В кровавой дуэли с Ацербусом, Первый Капитан теряет руку, но ему все-таки удается отбить «Корону Нокс» и отступить с этим ценным артефактом.
Позже, Мастер Когтя возвращается в Око Ужаса, чтобы оспорить свои права на трон, но большинство собратьев считает его лишь предателем, глупцом и еще одним выскочкой, позарившимся на наследие их великого примарха.
Дальнейшая судьба Зо Сахаала неизвестна, но я надеюсь, что такого важного для VIII Легиона персонажа не постигнет забвение, и на страницах книг, мы еще не раз встретимся с Мастером Когтя.