Найти тему

Как Олег Басилашвили и Юрий Яковлев заменяли друг друга в фильмах Рязанова

Интересно, что режиссёр Эльдар Рязанов предлагал каждому из этих знаменитых актёров роли в своих картинах. Но оба по разным причинам отказывались.

Роль Ипполита в "Иронии судьбы" должен был сыграть Олег Басилашвили, однако не сумел это сделать по личным обстоятельствам (во время съёмок умер его отец).

И тогда Рязанов предложил эту роль Юрию Яковлеву, который уже играл в другом его фильме ("Гусарская баллада"). Как мы знаем, Яковлев справился блестяще, изобразил властного, гордого и прямого Ивана Васильевича ревнивого жениха.

кадры из фильма Ирония судьбы
кадры из фильма Ирония судьбы

И через 16 лет, в 1991 г., все повторилось с точностью до наоборот.

Работая над фильмом «Небеса обетованные», Эльдар Рязанов предложил Юрию Яковлеву одну из сомнительных ролей, которыми так насыщена эта картина.

Он решил, что Яковлеву прекрасно подойдёт образ Феди - старого развратника, бывшего музыканта, бомжа. Возможно, потому что незадолго до этого, в 1986 г., тот сыграл грязного оборванца в фильме Г. Данелия "Кин-дза-дза"?

Однако актер отверг предложение сниматься в таком фильме. Почему, Рязанов объясняет в своих мемуарах "Неподведенные итоги":

"ему резко не понравился сценарий, не пришлась по душе роль. Ему не хотелось окунаться, как он выразился, в «чернуху».

Далее Рязанов упрекает Яковлева брезгливости, называя ее "неуместной".

кадры из фильма Небеса обетованные
кадры из фильма Небеса обетованные

А вот Басилашвили оказался не таким брезгливым, и взялся за роль Феди.

Получается, что в первом фильме, "Ирония судьбы", серьёзную и непростую роль могли хорошо сыграть оба актёра. Басилашвили легко представить в образе Ипполита, это его типаж. Возможно, он изобразил бы ревность несколько мягче, чем Яковлев, отыграл бы интересно и достоверно.

А вот "Небеса обетованные" действительно в значительной степени чернушный фильм, и отказ Яковлева играть там не удивляет.

Остаётся сожалеть, что талантливый режиссёр Эльдар Рязанов оставил прежнюю лирическую тематику и взялся за модную в перестроечные времена негативизацию советских реалий.

Если статьи о психологии кино вам интересны, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.