Политическая и военная напряженность в мире возрастает. США вышли из Договора о РСМД, который ограничивает развертывание ракет средней и меньшей дальности. В следующем году они не намерены продлевать Договор СНВ-3. Если это случиться, то ни одного соглашения по контролю за ядерным вооружением между нашими странами не останется.
Возникает вопрос: раз нет такого контроля, то не может ли возникнуть непредвиденная случайность или ошибка, которая станет причиной ядерного конфликта? Разве не могут те же хакеры подвергнуть атаке систему передачи команд и вызвать несанкционированный пуск ракет.
Или тот же офицер, сидящий у «ракетной кнопки», если у него от долгого дежурства случится внезапное помешательство.
Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим, кто дает сигнал на пуск ракет и как он доходит до исполнителей.
Приказ на приведение в действие ядерного арсенала отдает Верховный главнокомандующий, то есть президент. Для этого существует специальная аппаратура, которую называют АСБУ (автоматизированная система боевого управления). Сигнал поступает из «ядерного чемоданчика», в котором хранятся ключ-шифры для проведения пуска ядерных ракет.
Такой «чемоданчик» за президентом носит специальный офицер службы связи, одетый в военно-морскую форму. Говорят, что на этом настояла Раиса Горбачева. Ведь у моряков форма значительно красивей простой защитной.
На официальных фотографиях видно, что таких офицеров двое. Кто из них несет «чемоданчик», а кто просто особый телефон, знает только начальник личной охраны президента.
Подобная аппаратура имеется также у министра обороны и начальника Генерального штаба. Сигнал на пуск ракет поступит к Главкому РВСН только в случае дублирования кого-нибудь из них.
Конечно, имеются и резервные способы передачи сигнала, в том числе по закрытой телефонной связи. Ведь здесь огромное значение имеет временной фактор, который исчисляется минутами с момента нажатия «ядерной кнопки» в чемоданчике до пуска ракет. Что касается учебных пусков межконтинентальных ракет, то существует договоренность информировать о них. Поэтому отмеченные спутниками с околоземных орбит, они не будут приняты за ядерную атаку.
Делаем вывод из сказанного
Ядерная война не может начаться случайно или из-за технической ошибки. Главное здесь – высочайшая ответственность политиков, имеющих допуск к «ядерному чемоданчику».