"...не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа..." (Втор 8,3)
Как хлеб произрастающий из земли, питая и подкрепляя плоть, является издревле символом жизни для многих народов, так и слово исходящее из уст Божьих напитывает душу и является для нее хлебом жизни. Пока человек живет плотью он не замечает душу, даже зачастую не верит в ее существование, для него жизнью в этот момент является хлеб земной, но как только разлучится человек с плотью, так сразу и все земное в этом мире ему становится ненужным и бесполезным, потому что с этого момента человек начинает жить душой, которая как бы заменяет ему плоть. Какая пища требуется для души чтобы она жила? Слово Божье, есть истинный хлеб, которым живет всякая душа. Говорят, что по смерти некоторые души будут отведены в такие погибельные места, где слово Божье практически не звучит, там будет голод и жажда. Но и в этом мире, человек шествуя по своему жизненному пути нуждается не только в хлебе земном, но и в хлебе небесном, чтобы и тело и душа имели свою пищу и не ослабели. Жалко стало Господу свой народ, что нечего ему есть, а путь до встречи со Христом во второе Его пришествие долог, отпустить же голодными их Господь не захотел, чтобы люди Его не ослабели в этом нелегком пути (Мф 15,32) И дал Христос народу своему возможность вкушать этот Небесный Хлеб - Самого Себя, Свою Плоть и Кровь. Он отдал Тело Свое ломимое за жизнь всех людей, заповедав Апостолам совершать сие таинство в Его воспоминание (Мф 15,36).
Имея часть со Христом, участвуя с Ним в трапезе, христианин вкушая хлеб и вино, вкушает Плоть и Кровь Его, соединяясь тем самым с Божеством по подобию соединения в ипостаси Сына Божьего человечества и Божества.
Христос на трапезе в Евхаристии первым вкушает хлеб и вино в царствии Отца Своего (Мф 26,26-29), которые по подобию естественного закона питания, прилагаются и становятся телом и кровью Христа. И эти же приложившиеся к телу и крови Христа хлеб и вино, ставшие Его телом, чудесным и неизъяснимым образом, подаются к принятию участникам сего Таинства. Поэтому, приняв хлеб и вино, ставшие телом и плотью Христа, христианин начинает пребывать во Христе и Господь пребывает в нем. Он своим телом, соединившись с Телом Христа, соединяется во Христе с Божеством, которое оживотворит и воскресит его тленное тело в день оный, как воскресило на третий день Тело Господа нашего Иисуса Христа.
Главная цель или смысл Евхаристии заключается в том, чтобы человек в этом таинстве через Христа и во Христе соединился с Богом. В таинстве Причастия хлеб и вино соединяются с Божеством во Христе, становясь Его телом.
Господь говорит ученикам, что Он есть хлеб, сходящий с небес, хлеб жизни, который есть плоть Его, отдаваемая за жизнь мира, и кто будет есть плоть Его, тот не умрет вовек (Ин 6,47-51) Иудеи даже стали спорить между собой, не понимая слов Христа, как возможно будет им есть Его плоть (Ин 6,52). А далее Христос говорит еще более странные слова, которые смутили даже его учеников, о том, что если кто не будет есть плоть Сына Человеческого и пить кровь Его, тот не будет иметь в себе жизни (Ин 6,52-53) Эти слова призывающие пить кровь, как тогда казалось иудеям, прямо противоречили закону Моисееву, ведь Христос говорит здесь, что плоть Его есть истинно пища и кровь Его есть истинно питие, вкушающий плоть Христа и пьющий Его кровь пребывает в Нем и Он пребывает в том (Ин 6,54-56).
Но в законе сказано, чтобы плоти с кровью ее, которая есть душа, не ели люди (Быт 9,4; Втор 12,23) Ведь душа всякого тела есть кровь, и если кто будет есть вместе с плотью какого либо животного его кровь, то Господь такую душу обещает истребить из народа, вот так сказано в законе (Лев 17,10-14) Наряду с этим мы видим и в Новом Завете подобное запрещение пить кровь, когда Апостол Иаков предложил написать язычникам, чтобы они воздерживались, в том числе и от крови (Деян. 15,20-29) В чем же дело и как решить такое затруднение, ведь Христос призывает пить кровь Его и есть плоть, закон же Моисеев и ученики Христа запрещают это? Неужели Христос нарушил закон своей проповедью? Конечно нет.
Дело в том, что слова сказанные Христом, соблазнившие Его учеников, есть дух и жизнь, а не плоть и тление (Ин 6,61-63). Многие ученики поняли Его слова своим пока еще плотским умом «буквально материально», что Христос предлагает им есть Свое тело - сырое мясо, и пить Свою сырую кровь. Поэтому некоторые из них эти слова сочли странными и не могли их даже слышать, не понимая, как такое возможно.
Господь перед этим называет Себя хлебом жизни, сошедшим с небес, хлебом живым. Он говорит, что вкушающий этот хлеб будет жить вечно (Ин 6,48-51) Но о каком Теле Христа идет речь в Евхаристии, тленном и смертном, до Его воскресения или победившем смерть, нетленном и духовном Теле, какое Тело вкушают верующие в этом таинстве? Ответ очевиден. Ведь плоть, в которой воплотился Христос, имела в себе наказание за грех Адама, она была смертной, тленной и страстной, имела не укоризненные страсти. Поэтому Христос говорит здесь, что плоть, будучи сама смертной не может животворить, она не несет никакой пользы, и что слова Его стоит относить не к тленной и смертной плоти, не к мясу и сырой крови, а к бессмертному и крепкому Духу, который и есть жизнь (Ин 6,63). Не тело Христа само по себе оживотворит в день оный тела верующих христиан, вкушающих на трапезе Господней Тело и Кровь Его, а Дух Божий, то есть, Сам Бог, соединенный с их телами во Христе и через Христа, через Его Тело и Кровь, по подобию внутри ипостасного соединения в Сыне Божьем человечества и Божества.
Христос зная в Самом Себе, что ученики ропщут не понимая Его слов, сказал им, чтобы они не соблазнялись тем, что будто бы Он призывает их буквально поедать сырое мясо Своего тела и упиваться Его кровью. Но вот, если они увидят Сына Человеческого восходящего туда, где Он был прежде, вспомнят и возблагодарят Его жертву, смерть, воскресение, вознесение и то, что Он грядет судить живых и мертвых, праведных и неправедных самой жизнью во всеобщем воскресении, вот так поверят в Него, в Истинного Бога, с благодарностью и трепетом, тогда не соблазнятся и не станут пребывать в смущении от всего сказанного.
Православный символ веры лучшим образом может послужить к рассуждению о теле Господнем (1 Кор 11,29) чтобы возможно было осознать все достоинство Того, Кого христиане причащаются. Ведь есть и пить достойно означает здесь прежде всего познать достоинство Того, с кем они должны соединиться в этом таинстве, а не свое собственное достоинство, ведь нет среди людей достойных Христа, потому что все согрешили и все лишены славы Божьей, все до одного негодны.
Итак, суть сказанного Христом, которое так тяжело принималось Его учениками, была о Духе, а не о плоти. То есть, о соединении христианина через хлеб и вино, ставших в этом таинстве Телом и Кровью Христа, с Его Божеством.
Почему же отцы их (иудеев) ели манну в пустыне и умерли? Ведь манна эта названа тоже хлебом небесным, хлебом ангельским (Пс 77,24-25) Да потому, что манна эта не была живым хлебом, имевшим жизнь в самом себе, какую имеет только Бог (Ин 5,26). Она не могла соединить людей с Богом и дать им жизнь вечную, потому что манна это была только прообразом этих благ, тенью истинного пути и жизни сходящих с неба.
Многие ученики так и не услышали Христа говорящего, что хлеб, который Он даст, есть плоть Его (Ин 6,51) И если хлеб данный Им есть плоть Его, то как Его человеческая плоть соединена во Христе с Его Божеством, не слитно, нераздельно, неизменно и вечно, так и хлеб сей становясь Его Телом, таким же образом должен быть соединен с Его Божеством.
Когда ученики, приготовив пасху своему Учителю Христу, сидели и ели, Иисус взял хлеб благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите и ешьте, это есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо это есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26,26-28). Вот эти хлеб и вино, которые дал ученикам Христос, истинно приложились в Его Тело и Кровь по естественному закону питания. Именно о хлебе и вине говорил Господь ученикам, чтобы они ели Плоть Его, то есть хлеб и пили Кровь Его, то есть вино, которые Он даст им. Ведь на тайной вечере Христос вкусил хлеб и испил вино Первым, потом же предложил ученикам (Мф. 26,29; Мк. 10,38)
Важнейшим условием во всем этом таинстве причащения Тела и Крови Христа через вкушение хлеба и вина есть вера, без которой совершение этого великого таинства для человека невозможно. Необходимо по настоящему искренне верить, что хлеб в этом таинстве есть самое пречистое Тело Его и вино есть Самая Честная Кровь Его.
Но как правильно понимать само превращение хлеба в Плоть Христа и вина в Его Кровь, буквально или образно? Буквальное понимание того, что во время великого таинства Евхаристии связанного с жертвой Христовой, происходит причастие Самого Христа, есть единственно правильное. В этом таинстве через вкушение хлеба и вина происходит причастие истинной Плоти и истинной Крови Христа. Хлеб и вино после произнесения над ними молитвы, и снисхождения на них Святого Духа, становятся Телом и Кровью Христа, прилагаясь к Его телу и крови, но сама сущность хлеба и вина остается при этом неизменной.
Как истинный человек, при вкушении хлеба и вина испытывает в себе их соединение с плотью, для этого нет необходимости, чтобы хлеб и вино изменяли свою сущность и становились плотью, но естественным образом при вкушении пищи она усваивается в нем, происходит приложение хлеба и вина к плоти. Так и Христос, будучи в Царствии Отца Своего, вкушает хлеб и пьет новое вино на тайной вечери в Евхаристии, как и много лет назад, за одним столом со Своими учениками, и в это же самое время, здесь совершается величайшее таинство, страшное и непостижимое, происходит соединение человека с Богом во Христе, через его соединение с Телом Христа. Это и означает произнесенное Господом: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф 26,29)
Таким образом, происходит не превращение или пресуществление одной материальной сущности в другую материальную сущность, а приложение одной материальной природы к другой без изменения, и ее соединение с природой Божественной. Ибо претворение Даров мыслится подобным обращению в нашу плоть и кровь хлеба и вина по закону питания, говорит Григорий Нисский. Евхаристия это не "алхимия", в которой превращается материя из одной формы в другую, в этом ли таинство, когда сейчас наука может делать это без особого труда. Но главное, что в Евхаристии происходит соединение хлеба и вина, приложенных к телу и крови Христа, с Его Божеством, по образу ипостасного соединения человеческой и Божественной природы во Христе. Человек в этом таинстве соединяется с Божеством Христа, имея часть с Ним посредством вкушаемых хлеба и вина, ставших Его плотью и кровью.
Христос так же говорит, что хлеб, который Он дает есть - это плоть Его, которую Он отдаст за жизнь мира (Ин 6,51). Речь идет о той плоти, которую Он принял от Марии Девы при рождении - сначала тленной, смертной и страстной. Христос ее со властью отдал на распятие, быв умерщвленным этой плотью, и оживотворенным Духом, и воскресшим из мертвых на третий день в нетленном духовном теле. Его Божество в Нем воскресило Его человечество. Во Христе произошло исцеление поврежденной человеческой природы от смерти и тления, в Нем совершилось спасение всего человечества Адама, именно в Самом Себе Господь сделал человечество совершенным (Евр 2,10). Он вознес человека на небеса, через Себя соединив его с Богом, посадив по правую сторону от Отца. Именно эта часть во Христе, уготована на небесах любящим Его, которую приобретают в таинстве Евхаристии святые по вере во Христа Иисуса Господа нашего еще до Его пришествия.
Вот что значит слова Христа, произнесенные устами Апостола Павла: «сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор 11,25), ведь всякий раз, когда мы преступаем со страхом и верой к Евхаристической чаше (потиру), когда едим хлеб сей и пьем чашу эту, смерть Господню по плоти возвещаем, пока Он не придет, вспоминаем Его страдания, распятие, воскресение из мертвых и вознесение на небеса, таинственно благодарим Его. И испытывая себя, приступаем с чистой совестью, чтобы не есть и не пить себе в осуждение, таким вот образом, рассуждая о теле Христа (1 Кор 11,28-30) .
Христос сказал своим ученикам, что придут дни, когда захотят они видеть Его, но не увидят, и будут говорить им тогда, вот здесь Христос или вот там, не стоит этому верить (Лк 17,22-23) Нигде в мире, ни внутри себя и своего сердца не будет возможности видеть Его, не верьте. Но в самом таинстве Евхаристии единственно можно будет с Ним встретиться и соединиться. Там где тело Христа будет, на трапезе, там соберутся и верные души учеников Его, названные орлами. (Мф 24,23-28; Лк 17,22-37) Только там Христос будет пить с нами новое вино в Царстве Отца Своего» (Мф 26,29)