Эта история произошла почти сто лет тому назад – в 20-х или 30-х годах прошлого века. В нашей стране только что победила атеистическая идеология и началось строиться первое в мире безбожное государство.
Началась эпоха воинствующих безбожников. Рушились храмы, выбрасывались святыни, священников объявили классовыми врагами, а из умов людей стали вытравливать любое упоминание о Боге.
Религию объявили oпиумoм для народа, а богобоязненность стали называть мракобесием.
Однажды накануне Пасхи в одном из Московских театров решили поставить сатирический спектакль, в котором бы высмеивалась сама идея Бога, пришедшего во плоти. Для участия в нем были приглашены самые знаменитые и талантливые артисты.
В первом акте спектакля актеры глумились над церковью, изображая буйное застолье, разгулявшихся в карты попов и танцующих под веселую музыку монахинь. Зал дрожал от хохота зрителей. Но по замыслу режиссера апофеоз бравады должен быть во втором акте, когда на сцену выходил артист, ряженый в Христа.
Эту роль играл любимец публики, широко известный в Москве комедийный артист. По сценарию он должен был выйти на сцену в образе Христа, прочитать отрывок из Нагорной проповеди, а потом выбросить Евангелие в зал, надеть фрак, с кощунственными словами отречься от всего, чему он учил, и присоединиться к разгульной жизни с остальными.
Когда главный герой вышел на сцену, зал затих в предвкушении новой волны хохота. А артист подошел к импровизированному алтарю, открыл Евангелие и произнес глубоким голосом:
После этих слов он должен был начать свой кощунственный монолог, вызвав бурю хохота. Но мужчина молчал…
Стоящие за кулисами стали ему подсказывать, а сидящие в зале подбадривать друг друга: “Сейчас он выдаст! Это же талантище! Обхохочешься!”
Но артист стоял молча, без движения, в оцепенении. Потом как будто что-то произошло… Он встрепенулся, стряхнул с себя оцепенение и вместо запланированного монолога продолжил читать залу слова Нагорной проповеди Иисуса Христа:
Он читал громко, властно, его слова долетали до самых дальних уголков театра. Все замерли, никто не посмел перебить его. Мужчина прочитал всю главу – зал молчал. Организаторы спектакля ждали, что сейчас артист расхохочется, “выкинет коленце” – бросит Евангелие и пустится во все тяжкие.
Что стало с артистом в те смутные времена? Мы можем только догадываться. Мы можем не сомневаться только в Господе, что Он не оставил человека, сохранившему Ему верность.
Если этот человек вызвал у вас уважение, то поставьте лайк.
(Эту историю впервые рассказал в своих воспоминаниях В. А. Никифоров-Волгин, написав рассказ “Солнце играет”).