Найти в Дзене

"Почему надо платить, если я не приду?"

У меня (и у большинства психологов) есть правило, о котором говорю клиенту в начале работы - назначенную сессию можно отменить или перенести не позже чем за 24 часа до назначенного времени. Если клиент отменяет или переносит сессию меньше чем за сутки - то пропущенная сессия оплачивается.  У психоаналитиков, кстати, это правило еще более жесткое - клиент оплачивает своё время в любом случае, даже если уезжает в отпуск (о чем заранее уведомляет аналитика) и не берет сессии. К этому правилу бывают вопросы, причем как у клиентов, так и у начинающих психологов.  Поэтому поговорим о нём подробно   "А что если я заболел, попал в больницу, заболели близкие, затопило квартиру, попал в ДТП, случился аврал на работе и так далее? Я не знал(а) об этом за 24 часа, это случилось вот только что" - такой вопрос может возникнуть у клиента. Оплачивать. Исключения четко прописаны в контракте, контракт есть на моём сайте. На первый взгляд это может показаться жестоко и несправедливо. Но на самом деле у

У меня (и у большинства психологов) есть правило, о котором говорю клиенту в начале работы - назначенную сессию можно отменить или перенести не позже чем за 24 часа до назначенного времени. Если клиент отменяет или переносит сессию меньше чем за сутки - то пропущенная сессия оплачивается. 

У психоаналитиков, кстати, это правило еще более жесткое - клиент оплачивает своё время в любом случае, даже если уезжает в отпуск (о чем заранее уведомляет аналитика) и не берет сессии.

К этому правилу бывают вопросы, причем как у клиентов, так и у начинающих психологов.  Поэтому поговорим о нём подробно  

"А что если я заболел, попал в больницу, заболели близкие, затопило квартиру, попал в ДТП, случился аврал на работе и так далее? Я не знал(а) об этом за 24 часа, это случилось вот только что" - такой вопрос может возникнуть у клиента.

Оплачивать. Исключения четко прописаны в контракте, контракт есть на моём сайте.

На первый взгляд это может показаться жестоко и несправедливо. Но на самом деле у этого правила есть причины.  И помимо административной причины, что психолог планирует свой рабочий график, есть важные психологические причины.

Отмена сессии в последний момент (да и не только в последний) - это в большинстве случаев проявление психических процессов клиента: 

1. Сопротивление - чтобы не идти в определенные темы (очень болезненные, особенно трудные, или стыдные). Внутри клиента всегда есть два противоположных вектора: за изменения и за то, чтобы оставить всё как есть.  Желание отменить сессию - это второй вектор.  

2. Телесное отреагирование психических процессов (например телесно, через болезнь прожить тупик, в котором клиент себя осознал; через тело прожить определенные эмоции или чувства; заболеть чтобы избежать чего-то нежелательного или неприятного) 

3. Страх открываться другому человеку, страх эмоциональной близости и страх углубления процесса.  Долгосрочная глубинная психотерапия - это процесс, в котором клиент и терапевт приближаются друг к другу и проживают подлинный эмоциональный контакт.  С одной стороны клиенту это очень нужно для исцеления, с другой стороны это очень страшно, и идет вразрез с привычными сценарными паттернами (шаблонами поведения). 

Важно с этим работать, не игнорировать это. Потому что если не обратить внимание на эти причины и не работать с ними - то весь процесс психотерапии вскоре зайдёт в тупик.

Ответственное отношение к отменам и переносам сессий и оплата в случае непредвиденной отмены - часть такой работы. Психотерапия это вообще про взрослость и ответственность.

Но иногда банан это просто банан. Т.е. действительно в привычное течение жизни вмешалась воля случая, и это не относится к проявлению бессознательного клиента.  И тогда мы будем говорить о том, какое место занимают неопределенность и случайность в жизни клиента и как ему быть с тем, что планы могут быть нарушены по независимым от него причинам и приходится брать на себя ответственность за это.

Но гораздо чаще у экстренной отмены сессии есть психологические причины, о которых я сказала выше.

В любом случае это будет материал для работы:

  • и сама причина по которой пропуск состоялся 
  • и чувства клиента по-поводу пропуска и его оплаты 
  • и то, как это связано со сценарием жизни клиента 

Я за своё время бытия клиентом оплачивала пропуск трижды: 

  1. первый раз я просто забыла о назначенной сессии, потому что ушла в свои процессы 
  2. второй раз я не успела приехать, потому что задержалась, не поставила границы и не рассчитала своё время
  3. а в третий раз у меня пропал голос (по психологическим причинам, я телом проживала психические процессы)

Каждый раз это было проявление моего жизненного сценария, и был материал для осмысления и проработки. 

И еще, правило 24 часов у меня взаимно.  Если у меня что-то случается и я не могу предупредить клиента за 24 часа и ранее - то следующая сессия для клиента бесплатно. Знаю тут не все коллеги со мной согласятся.  Но у меня так, я выверяла это в супервизиях, и считаю это справедливым, потому что это про ответственность за мою часть терапевтического процесса.  

А Вы когда-либо оплачивали пропущенные сессии ?  Что думаете об этом правиле?

В Вашей профессии, если Вы работаете с клиентами (но не как психолог/психотерапевт), такое правило было бы полезным?

UPD: Продолжение статьи здесь: Главная причина, по которой существует правило 24-х часов.

UPD1: на канал вернулись баны.

Бан получают те, кто не умеет вести дискуссию в уважительном тоне. выражать своё мнение без слов "что за бред" и попыток оскорбить автора или других комментаторов.

Приятного общения!