Стандартная отмазка педагогов, не способных научить простейшей математике: “У вашего ребенка не развито абстрактное мышление”.
Вряд ли и 10% “сетующих” сами понимают, что это такое. То есть, умеют думать.)
Оставим в стороне развившийся у некоторых учителей синдром “Неправильных пчел” и “Гранат не той системы”. А поговорим лучше про абстрактное мышление. То есть - просто про мышление. Потому, что другим мышление и не бывает. Но бывают (как и везде в Природе) - разные его уровни.
Родной и, потому, привычный
Почему ребенка проще научить думать на примере родного языка?
Потому же, почему объяснить, что такое “гироскопический эффект” проще на примере волчка, юлы или обыкновенного кувырка. А еще проще …
Вы в детстве играли в такую игру: кто сильнее закрутится, совершит больше оборотов вокруг своей оси, пока не упадет на землю от головокружения?)).
Ребенок легче учится тому, с чем имел дело, что ему нравится и с чем он уже хорошо справляется.
Способность … к чему?
Способность - более абстрактная штука, чем навык.
Научившись хорошо играть в футбол, человек быстрее научится играть и в другие подобные игры.
- ... Еще не так давно в сборной СССР по хоккею были игроки, которые также были членами сборной СССР по футболу.
- А феноменальный У. Болт, закончив карьеру спринтера, записался в профессиональные футболисты.
Способность “прячется” за конкретными навыками, лежит в их основе.
Способности выше по уровню, чем конкретные навыки. Будучи развиты, они проявляются в гораздо более широкой области.
Спорт развивает то, что можно условно назвать “физические способности”. Или “морально-волевые качества”. Спорт развивает “характер”.
И развивает в независимости от конкретного вида спорта.
И теперь - о моем опыте обучения.
Русский язык и математика: близнецы-братья в развитии мышлении
Ниже - один из примеров моих занятий с сыном, когда он начал действительно понимать, что такое абстрагирование, “абстрактное мышление”. Очень сокращенный пересказ серии бесед о понимании языка.
Я попросил сына прочитать любой абзац на его усмотрение из книжки, которую он тогда читал (“Час быка” И.Ефремова). И сказать мне, о чем там говорится, выразить “основную мысль”.
Как обычно школьники отвечают на вопрос: “о чем этот текст?”
Они просто выдергивают из текста несколько предложений. Раньше в начальной школе это называлось: “Краткий пересказ”.
Я услышал нечто подобное и спросил.
- “А что - остальные предложения в этом тексте - лишние?” И проиллюстрировал свою мысль.
- “Вот дерево. А вот - тысяча деревьев. Чем-то, кроме количества, они отличаются? Появляется ли что-то новое там, где растет тысяча деревьев?”
- “Появляется лес. А лес - это не только “много деревьев”. В лесу могут жить лисы, кабаны, протекать ручей, не высыхающий летом.”
“Если выдернуть из леса несколько “главных” деревьев, то будет ли это “Главная мысль” леса? Не исчезнет ли то, чем “лес” отличается от “тысячи деревьев”?
В чем “главная мысль” леса: в отдельных деревьях или в том новом, общем для всех лесов, что появляется, когда вместе растут “много деревьев”?.
- “А-а-а-а-а ... Теперь понимаю”, - протянул сын.
… Затем сын рассказал, “о чем этот текст”. Выразил главную мысль, а не сделал краткий пересказ. Я сейчас не вспомню, что это был за отрывок.
Там главная героиня проявила гуманное отношение к представителю инопланетной цивилизации, оказав ему медицинскую и психологическую помощь.
Вот что-то подобное и рассказал мне сын. Хотя в тексте говорилось о конкретных действиях Фай Родис, лечившей инопланетянку после операции (ранения).
Много званых и много имитирующих
Не более нескольких процентов старшеклассников умеют читать. То есть понимают смысл сложных текстов, улавливают логические связи, способны выразить “главную мысль” (результаты PISA).
То есть не многие старшеклассники умеют думать. У них не развито абстрактное мышление.
На примере математики объяснить, что такое абстрактное мышление, возможно. Может быть, это даже легче. Но понять объяснение, суть, научиться думать неподготовленному ребенку - труднее.
Математический язык - более узкий, специальный. И, на мой взгляд, развивать мышление легче на приближенных к жизни, привычных ребенку вещах.
Даже, если они и фантастические, как в “Часе быка”.)
Лайк? Подписка?
Еще по теме: "Что за эпоха грядет?"