Германия к началу 20 века века была континентальной державой,стремительно наращивающей экономическую и военную мощь. В области флота доселе практически полностью сухопутная империя выбрала абсолютно верную стратегию постепенной наработки опыта в строительстве боевых кораблей,управлении растущим флотом и боевой подготовкой.При этом броненосцы строились большими сериями,в отличие от разнотипного и разномастного французского флота линейные корабли были практически одноформатны.С каждой серией усиливались боевые возможности и устранялись недостатки.Такая стратегия создания с нуля за 15 лет флота,способного бросить вызов владычице морей,себя полностью оправдала.
Основным звеном этой программы стал Закон о флоте 1898 года.По закону 1898 года касательно увеличения флота, требовалось в течение шести лет (1898-1903) построить, учитывая замену старых броненосцев через 25 лет службы, больших крейсеров через 20 лет и малых крейсеров через 15 лет, эскадренных броненосцев на замену старых 4, новых 7 (всего 11), броненосных крейсеров (больших) на замену старых 3, новых 2 (всего 5), крейсеров с броневой палубой (малых) на замену старых 10, новых 7 (всего 17), новых дивизионных миноносцев 7, новых миноносцев 56. Крупные суда должны быть в 1904 году все окончены, а мелкие достраиваться на стапелях. Таким образом, к 1905 г. Германский флот должен был состоять из следующего числа судов: 19 эскадренных броненосцев, 8 броненосцев береговой обороны, 12 больших крейсеров, 30 малых крейсеров, 10 дивизионных миноносцев и 100 миноносцев.
В конце 1900 года рейхстаг принял новый,еще более амбициозный законопроект об увеличении германского флота. Главной целью закона была возможность Германии охранять своими пушками свой торговый флот, как выразился Император: “до отдаленнейшей дали мира”.
В период времени с 1901 по 1917 г. должны быть постепенно заменены новыми: 17 броненосцев, 10 больших и 29 малых крейсеров.
Почти достроенная серия из 5 броненосцев типа "Виттельсбах" по мнению германских адмиралов имела недостаточную огневую мощь. Поэтому на очередной пятерке броненосцев ,головной из которых получил наименование "Брауншвейг" ,в честь одной из провинций империи,решено было по максимуму усилить именно артиллерию,благо Крупп доделал наконец новую 280 мм пушку.
"Брауншвейги" стали первыми броненосцами,построенными по программе 1898 года. Стоимость постройки составила от 23 млн. 801 тыс. марок до 23 млн.990 тыс. марок за линкор.
Остальные корабли серии получили также названия в честь провинций империи,в т.ч. два-в честь новоприобретенных в ходе франко-прусской войны 1870 года бывших французских Эльзаса и Лотарингии. Заклятые соседи по Европе всегда любили напомнить друзьям о грустном.Названия броненосцев- Hessen, Preussen, Braunschweig,Elsass и Lothringen .
«Брауншвейг» SMS Braunschweig Germaniawerft, Киль, зав. №97 заложен 1901,спущен на воду 20.12.02,вступил в строй 15.10.1904, исключен 1931 .Для его замены построен броненосец "Admiral Graf Spee
«Эльзас» SMS Elsass Schichau ,Данциг, зав. №696, заложен 1901 ,спущен на воду 26.5.03 ,вступил в строй 29.11.1904 , исключен 1931. Для его замены построен линкор "Scharnhorst".
«Гессен» SMS Hessen Germaniawerft, Киль , зав. №100 заложен 1902, спущен на воду 18.9.03, вступил в строй 19.9.1905 , исключен 1935 .Для его замены построен линкор "Gneisenau".
«Пройсен» SMS Preussen A.G.Vulcan, Штеттин, зав. №256, заложен 1902 ,спущен на воду 30.10.03 ,вступил в строй 12.7.1905 , исключен 1929. Для его замены построен броненосец "Deutschland"
«Лотринген» SMS Lothringen Schihau, Данциг, зав. №716, заложен 1902, спущен на воду 27.5.04 ,вступил в строй 18.5.1906 , исключен . 1926 . Для его замены построен броненосец "Admiral Scheer"
Водоизмещение-нормальное: 13 208 тонн,полное: 14 394 т. Длина 127,7 м. Ширина 22,2 м. Осадка 7,9 м. Двигатели-3 паровые машины, ,14 котлов («Гессен»-10 котлов) 16 000-17700 л. с. («Гессен» 16 500 л.с) .Движитель-3 винта. Скорость хода 18,0 узла,максимальная 18,7 уз. («Гессен» 18,2 уз.) . Дальность плавания 5200 миль ходом 10 узлов. Экипаж 691-743 человека.
Бронирование-пояс до 225 мм,
башни ГК до 250 мм,
башни 170-мм орудий до 150 мм,
казематы 150 мм,
рубка до 300 мм,
палубы 40 мм,
на скосах до 140 мм
Вооружение-4 (2х2) × 280-мм/40 SK L/40 C/01 ,
14 (14х1) × 170-мм/40 SK L/40 C/01 ,
18 (18x1) × 88-мм/35 SK L/35 C/01 . 4 — 7,9-мм пулемётов. Минно-торпедное вооружение- 6 × 450-мм ТА
В 1906 г. на Lothringen трубы удлинили на 2,5 м.
В 1909 была изменена конструкция мачт - добавлены брам-стеньги, снята площадка фор-марса, и изменено количество и расположение прожекторов: 1 оставлен на топе фок-мачты, 1 размещён на площадке над фор-марсом на высоте 20 м над КВЛ, 2 на диагонально на крыше грот-марса и 2 на площадках у носовой трубы.
В 1912-1914 на брам-салингах были установлены наблюдательные площадки артиллеристов.
С 1914 г. на Braunschweig и Elsass расположение прожекторов: по одному на топах мачт и 2 на площадках у носовой трубы.
Во время ремонта 26 апреля - 1 мая 1916 на Hessen были установлены зенитные пушки.
Учебный блокшив Lothringen в 1917-1918 нёс противоторпедные сети.
В 1917-1918 Hessen, стоя в Брунсбюттеле, за написанное большими буквами на его борту предупреждение, получил шутливое прозвище "Самый малый ход" (S.M.S. Kleinste Fahrt).
"Брауншвейги" представляли собой увеличенные и улучшенные варианты предыдущей серии броненосцев типа "Виттельсбах". Отличались от прототипа усиленным вооружением и увеличенной фактической скоростью. Схема бронирования и толщина брони остались неизменны. Корабли отличались хорошей мореходностью, но были склонны к тяжелой качке, легко управлялись и имели небольшой радиус разворота на малой скорости, но при полной перекладке руля теряли до 70 % скорости. Двойное дно шло на протяжении 60 % длины корпуса
Броненосцы данного типа оснащались тремя трёхцилиндровыми машинами тройного расширения проектной мощностью 16 тысяч л. с. ., имели три винта и восемью котлами военно-морского типа и шестью огнетрубными котлами цилиндрического типа(на "Гессене " котлов было всего 10). Максимальный запас угля составлял 1665 тонн. Во время испытаний двигатели показали мощность от 16 400 до 16 980 л. с. , а максимальная скорость между 18,2 и 18,7 узлов. Дальность хода была 5200 морских миль с экономической скоростью 10 узлов (19 км/ч), кроме «Гессена». «Гессен» имел увеличенный расход топлива и уменьшенную до 4530 миль дальность на 10 узлах .
Вертикальное бронирование изготавливалось из цементированной крупповской брони. Толщина бронирования составляла 225 мм в средней части пояса и по 100 мм в оконечностях, верхний пояс - 140 мм. Под водой его толщина уменьшалась, доходя у нижней кромки до 150 мм. Пояс был установлен на подкладке из тикового дерева. Каземат и башни среднего калибра имели толщину брони в 150 мм., броня башен головного калибра достигала 250 мм, а рубки - 300 мм. Щиты ,прикрывавшие пушки стоящие в казематах имели толщину 70 мм . Палуба же имела толщину всего 40 мм и 75-140 в скосах.
Экипаж кораблей данного типа по проекту состоял из 691 человека. Штат военного времени- 35 офицеров и 708 матросов, при использовании в качестве флагмана, добавлялось ещё 13 офицеров и 66 матросов.
Броненосцы типа Braunschweig оснащались двумя башнями ГК, в каждой из которых устанавливались два орудия калибром 280 мм в носовой и кормовой части. Орудия стреляли двумя типами снарядов одинакового веса по 240 кг с начальной скоростью 820 м/с. Орудия имели угол возвышения 30°, угол склонения −4°. Это позволяло вести огонь на 18 800 м. Боезапас каждого орудия состоял из 85 снарядов . Они обладали гораздо большей огневой мощью, по сравнению со своими предшественниками,на которых стояли орудия калибром 240 мм.
Вспомогательным калибром служили 14 орудий калибром 170 мм (на Wittelsbach было 18 орудий 150 мм) , четыре из которых находились в одноорудийных башнях, а остальные — в казематах. Эти орудия стреляли бронебойными снарядами массой 64 кг со скорострельностью около 4 выстрелов в минуту. Это был максимально возможный вес снаряда,пригодный для ручного заряжания. На каждое орудие приходилось 130 выстрелов, в сумме 1820. Стволы казематных орудий поднимались на 20° и опускались на 7°. Максимальная дальность — 14 500 м. Башенные орудия имели угол возвышения 30° и дальность 16 900 м .Размещение четырех орудий в отдельных башнях критиковалось современниками из-за низкой надежности,дороговизны и отсутствия тактической целесообразности,с чем нельзя не согласиться.
В казематах были установлены 18 скорострельных противоминных пушек калибром 88 мм , которые делали до 15 выстрелов в минуту . На практике это решение оказалось неудачным - в свежую погоду и на полном ходу пушки не могли вести огонь из-за заливаемости. Также имелось 12 - 37-мм орудий и 8 пулеметов. Корабли оснащались шестью 450-мм торпедными аппаратами, пять из которых были надводными, а один - подводным с запасом из шестнадцати торпед .
Для вооружения десантных партий имелись две 6 см десантных пушки и 420 винтовок (потом 250) mod 98 и 100 револьверов mod. 79, заменённых впоследствии пистолетами М.1904.
В начале службы броненосцы наряду с боевой учебой совершали визиты в порты балтийских государств. В ходе осенних манёвров флота 1911 г., 23 августа Hessen случайно протаранил и потопил датский пароход Askesund. Команда парохода была спасена и не было никаких зарегистрированных жертв. В октябре датчане нанесли ответный удар- броненосец был сильно повреждён в столкновении с датским пароходом Argo.
23 марта 1912 во время весенних учений в Северном море Elsass в густом тумане на западном входе в Скагеррак протаранил и потопил шведский пароход Pollux.
Когда началась Первая мировая война,броненосцы вошли в состав 4-й эскадры Флота Открытого моря. Несколько раз их перебрасывали на Балтику ,но ни там ни в Северном море серьезных боестолкновений они не имели.
8 августа 1915 Braunschweig и Elsass противостояли русскому линкору "Слава" в Рижском заливе. "Слава" прикрывал наше минное заграждение,причем успешно,немцам пришлось удалиться ,не закончив траление.
Hessen ,единственный из серии,вместе с пятью кораблями типа Deutschland принял участие в Ютландской битве 31 мая - 1 июня 1916, в составе II линейной эскадры под командованием контр-адмирала Франца Мови, Hessen был вторым кораблём III дивизиона (последним в строю).В ходе сражения корабли эскадры выполнили важную задачу - прикрытие отхода повреждённых в бою германских линейных крейсеров. Британские линейные крейсера вице-адмирала Дэвида Битти атаковали немецкие корабли в темноте, и когда немецкие крейсера повернули на запад, чтобы уклониться от атаки, Мови сохранил южный курс, введя свои корабли между британскими и немецкими линейными крейсерами. Британские линейные крейсера переключили внимание на броненосцы, они, в свою очередь, изменили курс на параллельный юго-западный, чтобы использовать все свои пушки. В ходе краткой перестрелки Hessen успел дать пять залпов главным калибром. Hessen за всё сражение не получил никаких повреждений. Около 3:00 1 июня на эскадру вышла в торпедную атаку группа британских эсминцев,но Hessen удалось уклониться,а вот соседнему Pommern не повезло,британская торпеда отправила его на дно.
Начиная с 1916 корабли типа Braunschweig были выведены из активной службы, в основном из-за нехватки людских ресурсов. Боеспособность старых броненосцев была ограниченной- после ввода в строй первых немецких дредноутов самую обученную часть команды со старых броненосцев переводили на них. В итоге на кораблях остался неполный штат,человек по 300,а сами броненосцы стояли на базах флота как корабли охраны. В 1916 г. первые четыре были полностью разоружены, а на "Lothringen" оставили 10-170 мм казематных орудий, но в 1918 и их демонтировали.
Вторую жизнь кораблям подарило поражение Германии,Версальский договор и самозатопление Флота Открытого моря в Скапа-Флоу. Союзники ограничили возможности германского флота максимум броненосцами уровня начала 20 века. Экипажи вновь вернули на броненосцы, а сами корабли снова вошли в состав действующего флота. Впоследствии это привело к появлению "карманных линкоров",формально соответствующих ограничениям.До них основную силу ограниченного германского флота составляли старые броненосцы начала века.
SMS Braunschweig в 1916 г. был выведен в резерв. С августа 1917 г. использовался в качестве вспомогательного и учебного корабля. В период с 1921 по 1926 г. входил в состав действующего флота. Braunschweig прошёл модернизацию на "Kriegsmarinewerft" в Вильгельмсхафене и 1 декабря 1921 г. вошёл в состав Reichsmarine с уменьшенным экипажем, на нём были демонтированы задние башни среднего калибра, на батарейной палубе установили 2 поворотных торпедных аппарата, зенитное вооружение составили 6 - 88мм пушек. 1 марта 1922 г. экипаж был увеличен до штатного числа и корабль стал флагманом командующего военно-морскими силами в Северном море. июле 1922 он нанёс визит в Норвегию,в июле следующего года в Финляндию и Швецию, включая посещение Хельсинки и Гетеборга. феврале - марте 1924 линкор использовался как ледокол на Балтике, в июле совершил поход в Атлантику, включая визит в Ла Коруну.В 1931 г. продан на слом.
SMS Lothringen и SMS Preußen с 1916 г. служили в качестве брандвахтенных кораблей.К 1.06. 1919 г. оба корабля переоборудовали в носители торпедных катеров(иногда проходят как катера-тральщики). «Лотринген» исключен из состава флота в 1926 г., «Пройссен» — в 1929 г. Оба проданы на слом в 1931 г.
SMS Elsass с июля 1916 г. служил учебным кораблем. С 1924 по 1930 г. входил в состав действующего флота, в 1931 г. исключен и до октября 1935 г. служил опытовым кораблем. Сдан на слом в 1936 г.
Долгожителем стал SMS Hessen, с 1917 г, он использовался в качестве блокшива. В период с 1924 г. по ноябрь 1934 г. входил в состав действующего флота , а получив в 1935-37 годах новые котлы (18000 л.с, 20 уз) , был перестроен в радиоуправляемый корабль-мишень.
31 марта 1935 Hessen был исключён из резервного списка и перечислен в судно-цель. Вооружение было демонтировано, корпус удлинен на 11,7 м за счёт нового носа , срезаны все надстройки и мостики и заменены единственной трубой и башенной фок-мачтой, установлено новое оборудование, паровые машины заменили на турбины,были установлены 2 паровые турбины. Корабль имел экипаж в 80 человек, но мог управляться дистанционно по радио, когда использовался как цель.
Новое бронирование сталью "Твёрдый Вотан" состояло из пояса по КВЛ 100-140-170 мм (с кормы в нос), вся носовая часть была покрыта 40 мм бронёй, помещения под броневой палубой впереди носового и позади кормового барбета были заполнены пробкой. В этом качестве корабль активно использовался Кригсмарине.
SMS Hessen послужил мишенью на испытаниях для линкора Scharnhorst . Но новейший нацистский линкор так ни разу и не попал по кайзеровскому дедушке. Вот что значит уважение к старшим!
В 1946 году Hessen получил Советский Союз в качестве репараций от Германии, его использовали в советском флоте под названием «Цель». Под этим названием он просуществовал до середины 60-х годов и также служил мишенью для артиллерийской стрельбы и воздушного бомбометания . "Гессен" стал последним кайзеровским броненосцем , в общей сложности он прослужил около 60 лет.
"Брауншвейги" стали очередными классическими германскими броненосцами-чуть больше,чуть мощнее,чуть быстрее. Размеры регулировались естественным ограничителем искусственного происхождения-Кильским каналом. Существенным новшеством стали новые 280 мм крупповские пушки, почти догнавшие британские 12 дюймовки.В средней артиллерии немцы тоже перешли на больший калибр -170мм,по максимальному пределу человеческих сил.Новые легкотрубные котлы сэкономили часть веса-который немцы потратили на дополнительное бронирование. В общем броненосцы соответствовали своему времени ,а качество изготовления позволило одному из них дожить до середины 60-х,правда в качестве корабля-цели и ,о ужас,в Советском флоте!
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.