Найти тему

5 секретов московских зданий в стиле ампир

Рассказываем, что роднит Большой театр и скрипку и как провалившийся самосвал помог узнать тайну усадьбы Лепешкина.

Победа России в войне 1812 года обострила чувство национальной гордости. Это отразилось и на архитектуре: к спокойному классицизму добавился пафос героизма с его щитами, лавровыми венками, львами и грифонами. Таким образом появилось новое для России направление — ампир.

Подготовили истории пяти сохранившихся ампирных зданий. И начнем с самого известного — Большого театра.

Большой театр

Театральная площадь, дом 1

В 2011 году после шести лет скрупулезной реставрации был вновь открыт для публики Большой театр. Несмотря на годы эксплуатации, многочисленные ремонты и перестройки, здание сумело сохранить свой исторический облик.

Первое здание Большого театра построил архитектор Осип Бове в 1825 году. Но, к сожалению, в 1853 году оно сгорело. Спустя три года по проекту Альберта Кавоса было построено здание театра, дошедшее до наших дней.

По замыслу Кавоса, «зал — это своего рода скрипка, в которой полы, стены, потолок работают как деревянные деки инструмента для проведения звука». Для отделки Большого использовалась только особая резонансная ель, из которой делаются музыкальные инструменты.

Даже ткани обивки мебели и стен имели специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала. К счастью, во время реставрации специалисты смогли восстановить не только исторические интерьеры, но и уникальную акустику Большого театра.

Старое здание МГУ

Моховая улица, дом 11

Старое здание МГУ было возведено в 1782–1793 годах в классическом стиле архитектором Матвеем Казаковым. Само каменное здание выстояло во время пожара 1812 года, а вот интерьеры и перекрытия пострадали довольно сильно.

После войны здание университета восстановил Доменико Жилярди, но сделал это  в ампирном стиле. Он внес некоторые изменения в решение центральной части здания: увеличил диаметр и высоту купола, заменил ионический портик дорическим и добавил на фасад ампирный декор. 

Актовый, или Императорский, зал университета расписан по рисункам Жилярди в технике гризайль. Тонкие переходы оттенков создают иллюзию объемности фигур. Архитектор изображает фигуры известных ученых, поэтов и философов: Сократа, Диогена, Гомера, Пифагора, Галилея и других. В центре зала помещена композиция «Аполлон и музы». 

Со времен Жилярди сохранились также главная лестница и вестибюль. Сегодня старое здание МГУ занимает Институт стран Азии и Африки.

Старое здание МГУ/Елена Крижевская
Старое здание МГУ/Елена Крижевская

Усадьба Лазаревых

Армянский переулок, дом 2

В Армянском переулке располагается посольство Армении. История дома началась еще в 1758 году, когда богатый купец армянского происхождения Лазарь Лазарян приобрел усадьбу для себя и своей семьи.

Усадьба, занимаемая сегодня посольством Армении, вот уже два с половиной века принадлежит армянам, и именно благодаря армянину старинные палаты не пострадали во время пожара 1812 года. Говорят, что личный телохранитель Наполеона мамелюк Рустам, армянин по происхождению, спас усадьбу от пожара и разграбления.

Интерьеры усадьбы сохранились с начала XIX века. Настоящая жемчужина дома прячется на втором этаже — это библиотека в мансарде и чугунная красавица-лестница, полностью сохранившаяся с 1814 или 1815 года.

Весь потолок библиотеки — это огромная картина с изображением истории получения дворянства Лазаревым. Мы видим Екатерину II и купца Лазарева, преподносящего  императрице огромный бриллиант. Камень этот непростой, он до сих пор  украшает российский державный скипетр.  

В усадьбе разрешается проводить экскурсии, так что посмотреть на красивые интерьеры может каждый, не дожидаясь Дней наследия.

Усадьба Лепешкина

Пятницкая улица, дом 48

Заглянем в усадьбу Лепешкина, что напротив церкви Троицы Живоначальной в Вишняках. Сегодня здание за высоким забором занято Институтом астрономии РАН, внутрь водят экскурсии, но только во время Дней наследия.

Усадьбу построил успешный купец Семен Лонгинович Лепешкин в 1826–1827 годах.

Фасад главного дома имеет редкие для Москвы барочные аттики — декоративные части над карнизом, которые придают зданию сходство с дворцом. Интерьер усадьбы сохранился частично. Особую ценность представляет так называемый Музыкальный зал с отличной акустикой, которая до сих пор не исчезла.

На потолке осталась великолепная лепнина времен Лепешкиных. На стене — огромное венецианское зеркало, которому уже больше полутора веков, а под потолком — потрясающей красоты люстра, выполненная из золоченой бронзы.

Во всей усадьбе сохранились оригинальные деревянные двери с красивым рисунком и даже деревянные рамы на окнах. А еще у здания есть небольшая тайна — засыпанный подземный ход к храму Троицы. Его обнаружили 1980-е годы во время ремонтных работ, когда под землю провалился самосвал.

Усадьба Лепешкина/Елена Крижевская
Усадьба Лепешкина/Елена Крижевская

Библиотека-читальня им. А. С. Пушкина

улица Спартаковская, дом 9

В этом здании находится одна из самых красивых чугунных лестниц Москвы. Ее может увидеть любой желающий в часы работы библиотеки, занимающей здание вот уже больше ста лет.

Первым владельцем усадьбы в 1774 году стал коллежский советник Тимофей Иванович Чонжин, которые впоследствии стал вице-губернатором Москвы. Он построил на этом месте каменный дом. Во время войны 1812 года усадьба не пострадала, а в 1813–1816 году новый владелец — купец первой гильдии Михаил Крашенинников перестроил ее в стиле ампир.

Существующий сегодня облик здание приобрело при Николае Федоровиче Мамонтове. Его дочь вышла замуж за известного предпринимателя и мецената Павла Михайловича Третьякова.

В 1856–1857 году на фасаде появилась отделка в псевдобарочном стиле. В этот же период выстроены два корпуса по бокам и появилась изысканная чугунная ограда балконов, а также роскошная трехмаршевая чугунная лестница на второй этаж.

В 1899 году было решено открыть в здании библиотеку-читальню в память А.С. Пушкина. Возглавила ее старшая дочь поэта Мария Александровна Гартунг.

А попасть на настоящую книжную экскурсию по самым красивым особнякам столицы можно с книгой Елены Крижевской «Москва изнутри»