Найти тему

Зачем Генри Форд заставил рабочих красить углы на заводе?

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Знаменитый первопроходец автомобилестроения Генри Форд приказывал окрашивать углы цехов белой краской. Однажды акционеры задали ему прямой вопрос: "Для чего это делается?" Он ответил: "Так машины получаются лучше".

Вот же странность, казалось бы, но давайте разберемся.

У всех технологов на производстве есть такое понятие как "культура производства". Удивительно, но два изделия, выполненные на одном заводе, глядя на один и тот же чертеж, и теми же самыми людьми, могут оказаться разными по качеству.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Совсем капельку ошибутся про производстве одной детали изделия, еще немного при производстве другой и вот уже вполне допустимы отклонения перерастают в брак.

Конструктор пушек советских времен с фамилией Грабин рассказывал, как тяжело было добиться высокого уровня производственной культуры. Когда оборонный завод получил заказ на производство больше ста пушек, конструктор совместно с директором поручил изготовить орудия-эталоны.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Из ста укомплектованных орудий нужно было собрать всего три, которые максимально соответствовали бы чертежам, но даже этого осуществить не удалось. Вскоре сам Грабин свой же приказ отменил.

С таким разгильдяйством нужно было бороться и комиссия начала борьбу: шкафчики рабочих проверили, повыкидывали хлам, каждому работнику раздали новые чертежи взамен старых, немного надорванных или заляпанных. Всех конструкторов перевели в помещение с большими окнами и о чудо: качество деталей сильно улучшилось, а значит и орудия стали выходить гораздо лучше.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Яковлев, знаменитый авиаконструктор, в своем цехе первым делом покрасил двери в белый цвет. Рабочие часто открывали их ногами, поскольку что-то несли и руки были заняты. Когда двери приобрели благородный белый цвет, следы от обуви были видны гораздо сильнее, но вскоре перестали появляться - у рабочих начала развиваться культура производства, хотя никаких наказаний за это не вводилось.

Все это показывает, что наработки знаменитого Форда работают безотказно. Однажды он ввел запрет на складирование труб и арматуры в углах цеха, а чтобы пустые углы всегда было видно - велел выкрасить их белоснежной краской. С тех пор с конвейера даже при большой скорости сходили идеальные по меркам того времени автомобили. Вот такая она, "культура производства".

А часто ли вы сталкиваетесь с ней сейчас?