Большое, как известно, видится на расстоянии. Это меткое наблюдение можно применить к некоторым аспектам работы фотографа. Иногда, чтобы снимки получились действительно интересными, нужна дистанция. Культурная, в том числе. Рассказываем о том, как выглядит наша страна в глазах зарубежных фотографов.
Начало Великой войны в объективе Маргарет Бурк-Уайт
Маргарет Бурк-Уайт стала первым западным корреспондентом, посетившим Советский Союз — в 1930 году ей удалось добиться разрешения на съемку строящихся заводов.
Хотя Маргарет и позиционировала себя как индустриальный фотограф, её слабо интересовал холодный блеск станков. Эта поездка помогла раскрыть подлинный журналистский талант Бурк-Уайт: она показала всему миру не только устрашающую мощь советской тяжелой промышленности, но и тех людей, которые наравне с машинами участвуют в строительстве светлого будущего.
В начале 1940-х гг Маргарет снова посетила Союз, уже в качестве фотокора журнала Life (очевидно, партийному руководству приглянулись результаты её предыдущей работы). В июне 1941-го, когда началась война, Бурк-Уайт была единственным иностранным фотографом в Москве. Ей удалось зафиксировать на пленку первые дни конфликта. И снова на первом плане оказалась жизнь простых людей. Горожане прячутся от бомбоударов в подземке, дети играют в войну — таких сюжетов у Бурк-Уайт масса.
Но самыми эффектными фотографиями военной серии стали панорамы ночной Москвы во время налетов немецкой авиации, которые Маргарет снимала с крыши американского посольства или из окна своего гостиничного номера.
Союз с человеческим лицом от Анри Картье-Брессона
Отец фоторепортажа впервые очутился по ту сторону железного занавеса в 1954 году, уже после смерти Сталина. На фоне стремительно растущей напряженности между СССР и капиталистическими странами снимки Брессона, опубликованные ведущими мировыми изданиями, выглядели как минимум неожиданно.
Фотографу удалось показать не «советских граждан», а обычных людей, которые не хуже, чем их заокеанские товарищи умеют смеяться, грустить, удивляться. А еще, как и большинство обитателей цивилизованного мира, они любят полакомиться мороженым — почему-то именно лоток мороженщика, присутствующий на фото «Городская жизнь», больше всего удивил читателей французских журналов.
Даже массивная идеологическая атрибутика, то и дело возникающая в кадре Брессона — статуи, барельефы, флаги — ничуть не умаляет гуманистического пафоса снимков — напротив, даже подчеркивает его.
В начале 1970-х гг фотограф снова посетил СССР. И снова в центре его внимания оказался не идеологический миф, а человек — безотносительно к своему месту жительства и политическим убеждениям.
Модели Dior в объективе Говарда Сохурека
Еще один корреспондент журнала Life Говард Сохурек провел в советской России больше года. За это время он успел побывать в Крыму, а также предпринял путешествие по Волге от Москвы до Астрахани.
Союз Сохурека очень отличается от Союза Брессона. И дело здесь не только в том, что снимки Volga River Essay — цветные. То ли в силу особенности точки зрения, то ли оттого, что большая часть фотографий сделана за пределами городской черты, на фото Сохурека меньше человека и больше воздуха. Крошечные фигурки людей вписаны в просторные ландшафты российской глубинки. Впрочем, иногда фотограф сокращает дистанцию между собой и моделью, делая кадр антропоцентричным.
Однако современному зрителю Сохурек знаком вовсе не панорамами волжских берегов. Именно он в 1959 году фотографировал моделей бренда Dior, гуляющих по улицам Москвы после первого в СССР модного показа. Комичные и немного грустные кадры отлично иллюстрируют степень оторванности советских людей от мирового культурного контекста.
Советская молодежь на снимках Билла Эпприджа
В конце 60-х гг, в эпоху массовых молодежных волнений, журнал Life отправил своего фотокора Билла Эпприджа снимать, как живет подрастающее поколение в одной из самых закрытых стран мира — в СССР.
Эппридж обошел, пожалуй, все места, где можно увидеть юные лица — спортивные и танцплощадки, учебные заведения, парки и пляжи. Он снимал юношей и девушек на торжественном застолье в кругу семьи, на природе рядом с затухающим костром, на стройплощадке с лопатой в руках.
Чем же советская молодежь принципиально отличается от американской или европейской? Пожалуй, что ничем, заявляют снимки Эпприджа. Возможно, ребята, ставшие героями его проекта, одеты чуть скромнее, чем их ровесники за океаном. Но, в целом, в этих фотографиях нет ничего удивительного — на то она и молодежь, чтобы каждый кадр был полон жизни.
Текст:Валентина Гольцберг
Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить вторую часть подборки!