Продолжение части 2.
Стабильность и новизна в киберспорте
Апогей Доты, как и любой другой соревновательной дисциплины – это спорт. Обыкновенные, любительские игры – это средние значения, в то время как профессиональные матчи – это попытки выжать максимум из возможностей игры и человеческого воображения. Если бы автор статьи был сторонником философии Платона, то он сказал бы, что киберспорт – это идеальный образ Доты. Смысл игры кроется именно в соревновательном, профессиональном элементе.
Киберспорт, как и подобает состязанию, должен иметь определенный фундамент – жесткую систему правил. По установленным стандартам и нормам профессионалы оттачивают свое мастерство. Красивые и неочевидные мувы, тактика, стратегия, микроконтроль и чувство героя – все это невозможно без стабильности. Так как устойчивость паттернов задает мастерство, то она так же создает и базис для киберспорта.
Правило стабильности не взято из воздуха – оно присутствует в любом виде человеческой деятельности. Особенно в спорте. Любая дисциплина имеет строгую систему правил, по которой оценивается мастерство игроков. Внимание: навык никогда не оценивается абстрактно – нужна система координат, в которой ведется отчет.
Возьмем в пример баскетбол. Цель команд банальна – забросить мяч в корзину. Спортивным сообществом установлены жесткие стандарты высоты и ширины кольца, материала мяча, разметки и других параметров. Заданные стандарты действуют с 2004 года и не меняются. Конечно, сами правила в более-менее адекватном виде появились еще в 20 веке. Нормы корректировались и менялись, но эти изменения были балансными. Они не представляли собой нечто принципиально новое. Скажем, в баскетболе внезапно не появилась возможность пнуть мяч ногой один раз за игру.
Другой пример, который уже затерт до дыр – шахматы. Движение фигур и особенности ходов фиксируются организацией ФИДЕ с 1924 года, хотя шахматам уже более полутора тысяч лет. ФИДЕ попросту закрепила официальность правил, которые использовались большинством. Официальное закрепление дало стандарты, по которым можно оценивать профессионализм игроков.
Ладья не может ходить по диагонали. Да и зачем ей ходить по диагонали? Люди привыкли к этой фигуре и ее движениям. Глупо полагать, что, если сделать новое движение ладьи, то шахматы станут популярнее.
Фундамент должен быть устойчив во времени. Это означает, что пройдет месяц, полгода, год и более продолжительный срок – но Дота останется прежней. Неизменность даст опору всем игрокам, которые желают совершенствоваться. Чтобы был рост, нужны корни.
Новизна, в свою очередь, сказывается на киберспорте преимущественно негативно. Почему? Потому что она ломает устоявшиеся паттерны. Если простые игроки пару дней будут удивляться нововведениям, а потом забьют болт, то профессионалам потребуется куда больше времени на переосмысление игры. Это касается всех моментов – от вардинга и таймингов до пика героев. Особенно это заметно при выпуске глобальных патчей, которые вносят в игру что-то принципиально новое.
Глобальный патч сбрасывает счетчик. Разумеется, существенные изменения не нужны профессионалам – они совершенствуют привычные паттерны, и в этом нет ничего плохого. Наоборот – культура спорта требует постоянства. Чтобы показать зрелищную и невероятную игру, нужны годы практики. Что делают глобальные патчи с годами практики? Они их нивелируют.
Здесь речь идет не о переучивании(большинству профессионалов не нужны такие нововведения, это очевидно), а о зрелищности. Потрясающие мувы и стратегия невозможны без стабильности. Зритель сам должен понимать, почему конкретные мувы будут превосходными, а некоторые - нет. Сейчас же зрителю приходится смотреть, как профессионалы в прямом эфире пытаются адаптироваться к изменениям. Такой подход неправилен практически с любой точки зрения.
Будущее Доты
У Dota 2 два сценария: либо она переходит на рельсы стабильности, либо она постоянно обновляет саму себя. Первый путь – путь наращивания киберспортивного капитала, второй – сомнительное изменение механик игры.
Автор статьи считает, что наиболее правильный путь проложен к стабильности. Именно стабильность – то, что игроки любят в соревновательных дисциплинах. Киберспортивный капитал обеспечит приток новичков, а старые игроки смогут совершенствовать свое мастерство.
Это не означает, что патчи не нужны. Это означает, что нет нужды в глобальных изменениях игры. Разумеется, идеальный баланс недостижим, но путем легких поправок возможно приближение к этому идеалу. На деле же оказывается, что разработчики не вносят коррективы в «конституцию Доты», а добавляют целую главу или даже раздел.
Если же Дота пойдет по пути Новизны, то смысл киберспорта как серьезного мероприятия отпадает. Смысл совершенствования скилла пропадает – это не будет цениться во временной перспективе.
Последний патч не обнажил проблемы Доты – они и так были видны. Он просто в очередной раз показал, что радикальные нововведения не могут восприниматься однозначно. По мнению автора статьи, только акцент на стабильность поможет исправить сложившуюся ситуацию.