6,6K подписчиков

Загадка последнего квартета Бетховена

251 прочитал

Однажды английская королева Виктория в дипломатических целях направила в Китай небольшую группу врачей музыкантов. В одном из дворцов, принадлежащих императору состоялись один за другим пять концертов, на которых присутствовала не только знать, но и популярные китайские музыканты того времени. После исполнения фа-мажорного струнного квартета Людвига ван Бетховена (оp. 135) потрясённый до глубины души император приказал придворному музыкальному распорядителю немедленно объяснить природу происшедшего.

Распорядитель после краткого размышления сообщил императору, что человек, произведший на свет музыку, столь изобретательно терзающую слух, столь уродливую и бессмысленную, судя по всему – чудовищный злодей, впрочем, вполне вероятно, что он попросту глух как тетерев.

Однажды английская королева Виктория в дипломатических целях направила в Китай небольшую группу врачей музыкантов.

А теперь серьёзно. Последний, Шестнадцатый квартет, написанный Бетховеном в один из самых тяжёлых периодов и без того не лёгкой жизни, до сих волнует музыковедов своими загадками.

Для первой части (Allegretto), в противовес предшествующим великим творениям композитора, характерна лёгкость рисунка и невесомые штрихи, набросанные как бы карандашом и обрисовывающие основную картину в атмосфере воздушности и беззаботности. В общем юмористический колорит музыки, тем не менее усилен контрастным столкновением тем.

Вторая часть квартета (Vivace) хотя и не имеет заголовка Scherzo, но, тем не менее, является настоящим скерцо, не уступающим по яркости тематизма, по богатству ритма, по шутливому настроению многим из лучших скерцо Бетховена. В этой части мы слышим одну из самых необычных страниц в творчестве композитора: после чудесного переплетения голосов и мотивов у первой скрипки звучит смелая, с широчайшими скачками мелодия, сопровождаемая фигурой из четверти и четырех восьмых, которые в тройных октавах повторяются пятьдесят раз! Неистовство жизни здесь поистине безудержно. Немецкий искусствовед Вальтер Рицлер вспоминает по этому поводу оргиастические пляски первобытных народов. Бетховен находится во власти диких сил природы, но он их не боится. Они им владеют, но и он повелевает ими. Он становится созидательной силой самой Природы.

Третья часть квартета (Lento assai cantabile е tranquillo) – проникновенная элегия, в которой Бетховен, похоже, попрощавшись с этим миром, заглянул в иные дали. В странствовании композитора по лабиринтам человеческой души трудно найти произведение, которое написано им более благородно и задушевно. Первоначально он не хотел сочинять эту часть, квартет был задуман трёхчастным. Но последние жизненные неурядицы так измучили композитора, что он не смог удержать внутри себя безутешную печаль и предчувствие скорой смерти.

Финал квартета (Grave, ma non troppo tratto – Allegro) в значительной мере способствовал его популярности. Это произошло оттого, что композитор поставил загадку перед всем музыкальным миром, снабдив начало партитуры пометкой "Der schwer gefasste Entschlus" (с нем. "С трудом найденное решение") и двумя мотивами-эпиграфами. Под первым – медленным, трагическим, вопросительного характера – подписано: "Muss es sein?" (с нем. "Необходимо ли это?") Второй – энергичный, утверждающий, в темпе аллегро – имеет подпись: "Es muss sein!" (с нем. "Да, это необходимо!"). Музыковеды сломали головы над вопросом, что имел в виду композитор, когда делал эти ремарки.

По одной из версий, надписи на финале квартета относятся к концу октября 1826 года, когда больному и усталому Бетховену было неприятно думать, что после Lento, в котором он так проникновенно излил свою душу, нужно ещё писать обязательную четвёртую часть – финал. После того, однако, как он дал выход своей досаде на это обстоятельство пришедшими ему в голову приписками, он примирился с этой необходимостью.

Традиционную несмешную байку я размещаю без всякой досады:

В 1935 году австрийский скрипач и композитор Фриц Крейслер сделал сенсационное признание. Оказалось, что изданные им в начале века транскрипции двенадцати старинных произведений для скрипки и фортепиано под названием "Классические рукописи", авторство которых приписывалось Вивальди, Ланнеру, Куперену, Боккерини и другим композиторам прошлого, в действительности являются его собственными сочинениями.
Этому саморазоблачению предшествовал забавный случай. Один музыкальный критик в своей статье строго отчитал Крейслера за то, что он включил в программу концерта свой бездарный "Венский каприс" и исполнил эту "совершенно пустяковую пьесу" рядом с полными подлинной прелести старинными вальсами Ланнера. Развеселившийся Крейслер тогда и разъяснил почтенному критику, что "вальсы Ланнера" написаны тем же пером, что и "Венский каприс".

Используемый источник:
Долгов П.Н. Смычковые квартеты Бетховена. - М. : Музыка, 1980 год.

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в океане нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.