Глобальное потепление и сокращение запасов водных ресурсов, вызвало необходимость поднятие стоимости прохода судов через Панамский канал - какие перспективы открываются для России и развития Северного Морского пути?
Довольно любопытное и очень неожиданное сообщение пришло от администрации Панамского канала, которая вчера опубликовало сообщение на своем сайте о поднятие стоимости за использование канала всеми морскими судами в размере от 1 до 10 процентов, в зависимости от уровня воды в озере Гатун. Изменения вступят в силу с 15 февраля этого года.
В среднем стоимость для судов шириной до 38 метров ( Panamax, Neopanamax) вырастить до 10000 долларов США.
Так же как сообщается, полученный средства с дополнительного сбора будут направлены на развитие проектов устойчивого водоснабжения для работы канала!
При чем отмечается, что эффект глобального потепления с ростом средне годовой температуры сократил запасы воды посредство, естественного испарения с 5 миллиардов кубических метров до трех!
Так же отмечается, что 2019 год стал одним из самых засушливых!
Что можно сказать?
Сообщение довольно интересное, тем более, что по прогнозам экологов рост температуры ожидается еще в течение нескольких лет и это по самым оптимистическим прогнозам!
Но, как это отразится на России и значение Северного морского пути?
Дело в том, что если рост температуры и изменение климата даже если останутся на том уровне в котором они сейчас есть - это будет означать, что Панамский канал не будет способен пропускать большие торговые суда - по причине нехватки воды, и уже сейчас поднятие сборов существенно отразится на конечной стоимости товара, что уже делает хоть еще и экономически выгодный Панамский канал, довольно дорогим. А не способность пропускать большие суда и вовсе сделает его малоинтересным для бизнеса.
То есть простыми словами- если будет так же продолжаться в этом и последующие годы, значение СМП и роль СМП должно вырасти. Только по причине того, что торговля между Западным побережьем США и Юго Восточной Азией станет дороже по следующим причинам:
Первая - падение уровня воды в Панамском канале, приведет к непосредственной перевалке грузов, либо использования комбинированных перевозок посредство использования железных дорог, что уже приведет к удорожанию перевозок на 20-25 процентов, тем самым делая обесценивая Панамский канал - как экомически выгодный.
Вторая причина - это сроки поиска решений стабильности. Где по сути даже строительство дополнительных бассейнов не поможет решить данную проблему по причине общего недостатка воды для стабильной работы, обмеления озера - что в итоге приведет к выполнению ряда строительно монтажных работ - а это не день и не месяц - это минимум год - если не больше!
То есть как понимаем перспективы не очень - да еще с учетом, что экологи говорять о том, что потепление и изменение климата в целом будет продолжаться.
Но, какая альтернатива есть у Панамского канала?
Непосредственно для США, это либо идти в обход через Южную Америку, либо использовать перевалку грузов на одном побережье и гнать товара железнодорожным путем.
А вот для Юго Восточной Азии вопрос как раз таки очень интересный - либо использовать комбинированную схему, что как писал выше увеличит автоматически на четверть, а с учетом роста потребности в таком виде доставки и вовсе на треть!
То есть как понимаем остается либо Суэцкий канал либо Северный Морской путь!
А как понимаем для Китая СМП более привлекателен, да и не только для него, а для всех стран - перспективы развития у нашего проекта очень высокие!
Но, опять же повторюсь это при условии если тенденция к потеплению останется прежней даже хотя бы то на протяжение пары лет!
Самое интересное тут в том, что по воле природы все планы наших "партнеров" сделать СМП экономически не привлекательным могут сейчас рухнуть в одночасье.
Тем самым если СевМорПуть станет альтернативой для Юго-Восточной Азии по маршруту до Роттердама, а оттуда уже в Канаду либо на Западное побережье напрямик - это существенно изменить баланс торговли и экономического развития, где именно для Америки перспективы дальнейшего экономического центра развития становятся очень расплывчатыми!
С другой стороны - руководство Панамского канал намерена инвестировать очень значительные средства в стабильную работу канала - и казалось бы чего нам радоваться от подъема стоимость, где всего то оно станет дороже примерно на 10000 тысяч долларов.
А вот тут можно сказать очень сильно заблуждаемся - на сегодня Панамский канал уже не справляется с пропуском судов и не помогло так называемое его расширение. А тут еще и "засуха" и в Никарагуа проект заморожен, да и в районе Суэцкого канала не особо спокойно - что в целом говорить только об одном - перспективы для России сейчас открываются довольно серьезные. Где развитие как сухопутной логистики так и СМП предвещает быть очень перспективным направлением в ближайшем будущем.
Главное чтобы руководство этот момент не "прозевало" и не дала возможности нашим "партнерам" придумать альтернативу, чтобы в очередной раз продолжить политику экономической изоляции посредством создания локальных конфликтов и прочих действий!
Ставим лайки и подписываемся на канал.
Спасибо за прочтение!