(Midway, 2019, США)
По логике событий, когда голливудский певец апокалипсиса Роланд Эммерих устроил на Земле конец света у себя в "2012", ему оставалось снять всего два блокбастера: 1) о гибели нашей галактики Млечный Путь и 2) о схлопывании Вселенной в точку сингулярности. После чего Эммерих мог с чистой совестью отчаливать на пенсию в звании самого эпичнейшего режиссёра всех времен и народов... А, да что там - практически Бога Кино, грандиозные масштабы творчества которого было бы уже никому не переплюнуть.
Ан нет, никакой сингулярностью с бюджетом в 200-300 млн. $ Роланд нас не порадовал. И вообще начхал на логику, сняв после "2012", никогда не догадаетесь, что именно, если не знаете.
А снял он затем скандальную версию... биографии Шекспира ("Аноним"; кстати, отличное кино, рекомендую)! После которой унял свою жажду экранных разрушений до привычных границ околоземного пространства, не ускакивая в галактические степи.
Битва за тихоокеанский атолл Мидуэй, что разыгралась между американцами и японцами в ходе Второй мировой войны, на первый взгляд, типично эммериховская история. Такая, где непременно есть много водоплавающих стальных гигантов, взрывов со столпами дыма до небес и летуче-стреляющей авиасуеты в воздухе.
Однако на кинопленке всё оказалось не столь рок-н-ролльно, как на бумаге сценария. Роланд, который до сей поры сам был законодателем моды и стиля в фильмах-катастрофах, внезапно угодил в тень своего коллеги Майкла Бэя. А точнее, его "Перл-Харбора", снятого 18 лет назад в том же героическом духе и визуальном исполнении; разве что бюджет и хронометраж у Майкла были в полтора раза больше.
Действительно, в батальных сценах отличить эти фильмы друг от друга чертовски сложно. И это, разумеется, комплимент не Эммериху, а первооткрывателю Бэю. С другой стороны, ладно, пусть - ибо как ещё изображать это сражение, если не равняясь на документальные съёмки и фотографии той поры?
Но если бы Майкл и Роланд были похожи только взрывучей огненно-дымной "картинкой"! К сожалению, история второго тоже подозрительно напоминает бэевскую: опять экспрессивные пилоты-асы с их женами-подругами, опять их праведная жажда мести за разгром Перл-Харбора, ну и, собственно, месть. Разве что в фильме Бэя они летали бомбить Токио (и в "Мидуэй" это событие присутствует, но лишь как второстепенное), а у Эммериха - топили вражеские авианосцы у вышеназванного атолла.
Сам Перл-Харбор Эммерихом тоже, естественно, не забыт, но здесь эта адская вакханалия являет собой лишь завязку и уложилась в первые полчаса картины. Тогда как апогеем её станет битва, заявленная в названии, разве что роли в ней поменяются: японцы окажутся внизу, а янки наверху. Хотя, конечно, японская авиация тоже не будет забыта и вкупе с зенитным огнём попьёт немало крови нашим крылатым "уловимым мстителям".
Что же касательно сцен небоевых, то лично мне меньшее число мелодраматических телодвижений, чем у Бэя, показалось, скорее, плюсом, нежели минусом. Потому что благодаря этому сюжет получился утоптанным и не затянутым. Правда, и в нём не обошлось без пафосных речей и штампов героико-патриотического кино, но тут как раз ничего удивительного. Этой заразной болезнью страдают все киноэпики Роланда, кроме разве что "Годзиллы", которую маэстро на горе её фанатов превратил в комедийный ужастик. А поскольку в "Мидуэй" поводов для хиханек нет, его персонажи вынуждены морщить суровые физиономии и раз за разом напоминать друг другу о том, что "ну если не мы, то кто?". Что весьма нервирует зрителя, коему столь частое озвучивание банальных очевидностей явно не требуется.
***
В общем, тот случай, когда совершенно ясно, почему ориентированное на блокбастерную судьбу кино вдруг облажалось в прокате.
Да, оно вполне зрелищное, боевое и размашистое, аккурат в традициях Роланда нашего Эммериха. Однако во время просмотра "Мидуэй" трудно избавиться от чувства, что вам подсунули не оригинальную историю, а ужатый и заново перемонтированный "Перл-Харбор". А это, сами понимаете, откровенно не то, чего ждёшь от одного из лучших экшен-мейкеров планеты. Который тем и славился прежде, что всегда сам плодил себе подражателей, а не пристраивался кому-либо в хвост.
Увы, но, кажется, ещё один титан Голливуда окончательно выдохся и вот-вот сойдет с блокбастерной передовой.