Найти тему
Правмир

Как православному найти хорошую жену

Рассказывает протоиерей Максим Козлов.

Разводы не только в православных, воцерковленных, но и даже священнических семьях — сейчас большая проблема. В 80-е в духовные школы поступали не сразу после школы, а как минимум — после армии. Многие приходили в 25, в 30 лет, средний учащийся был сильно старше, чем сегодня, когда большинство семинаристов — выпускники общеобразовательных школ (то есть они заканчивают семинарию в 22–23 года). Прямо скажем, говорить об их умудренности жизненным опытом, о том, что они готовы к духовному руководству и душепопечению, особо не приходится. Да и для создания семьи этот возраст — скорее начальный, чем итоговый, но выпускнику семинарии нужно определяться. Некоторым даже говорят: женись или постригайся, а то Церковь тебя пять лет учила, а ты теперь штаны протираешь.

Но! Какие бы ни возникали проблемы практического плана, и даже если «архиерей рассердится», нельзя жениться, чтобы сделать приятное архиерею. Ведь жить тебе всю жизнь не с этим архиереем, а с этой женой. Архипастыри по возрасту и священноначалию приходят и уходят, а эта женщина с вами остается навсегда! Так что лучше проявить твердость характера.

В этом смысле семинарист ничем не отличается от обычного парня — точно так же может ошибиться. А уж если исходить из принципа «все равно на ком, главное — к сентябрю», то в этой лотерее редко выигрывают суперприз.

Кстати, на приходе совсем другая проблема: у нас на пять девушек — один молодой православный человек, более или менее нормальный, такой, чтобы его можно было рассматривать в качестве потенциального супружеского употребления. Я не имею в виду тех специфических людей, которые будут мальчиками до 55-ти и на затылке которых развевается хвост.

Теперь вопрос о критериях. Является ли взаимная воцерковленность достаточным основанием для семейного счастья? Нет, конечно! Потому что если бы на этом основании строился рай на земле, то православные государства XV или XIX столетий давали бы нам образец такого райского существования. Ощущали ли жители Византии XIII столетия или России XVIII века себя в раю? Даже если нам кажется, что тогда было ОЧЕНЬ хорошо, то беспроблемным их существование явно не было. Взять и русскую классическую литературу о жизни людей в XIX веке. Ни Евгений Онегин, ни Родион Раскольников не жили без проблем. Да и реальных людей тех времен, несмотря на всеобщую воцерковленность населения, многое в жизни не устраивало, даже с нахождением невест бывали проблемы.

Нужно просто искать хорошего человека! Потому что если человек хороший, то она за своим верующим женихом, а он за своей воцерковленной невестой — потянется. У хорошего человека душа к Богу открывается, может быть, не всегда сразу. А вот если он воцерковленный, но плохой, то исправить его тем более сложно. Бывает, что она — карга, несмотря на то что читает акафисты! Вот если невоцерковленная начнет читать акафисты, то шанс на исправление есть, а здесь нет даже этой возможности.

Есть два конкретных, старых, но хороших совета. Первый: когда выбираете невесту, посмотрите на ее маму. И спросите себя: «Я хочу жить с такой женщиной через 25–30 лет?» Если ее мама вызывает у вас симпатию, это сильный (пусть не безусловный) довод в пользу вашей избранницы. Ведь, как правило, дочь будет похожа на мать. Не сейчас, когда она молодая, славная и к вам очень расположена. Но лет через 25 — обязательно. Если вам нравится мама, то крепко держитесь за руку дочери!

Второе: посмотрите, как ваша избранница общается с родителями. Не при вас, а в неконтролируемой специальными усилиями обстановке. Точно так же она будет общаться с вами через некоторое время. И если любовь, уважение, умение себя сдержать, почтение к родителям имеют место, то, значит, она сумеет так общаться и с мужем.

Ну а если через пару недель знакомства она будет рассказывать, какие ее родители плохие, как они ее не понимают, если вы услышите, как она говорит в телефон: «Ну все, мам, иди ты! У меня тут важный разговор!» (с вами!) — то бегите. Ведь пройдет немного времени, и она будет разговаривать с другими, а с вами — именно таким образом разговор заканчивать. Это очень надежный критерий.

И еще одно. Когда я сейчас читаю, как наши молодые батюшки пишут о семье, у меня складывается впечатление, что они говорят о создании трудовой артели по решению демографической проблемы. Два упертых человека встречаются правильным образом, чтобы помочь президенту Путину решить проблему рождаемости, больше им ничего друг от друга не нужно. Но, уверяю вас, семья — это союз мужчины и женщины, по образу союза Христа и Церкви, не нужно сводить ее только к демографии. По милости Божией, это такая тайна, которая «велика есть» и в которой столько всего скрывается, что не нужно ее так упрощать.

Поэтому после высокого скажу простое: твоя избранница должна тебе нравиться! Не как единомышленница и православная девушка, а просто как девушка. Тебе должно хотеться с нею быть не только как с человеком, с которым можно вместе акафисты почитать.

(По мотивам беседы с семинаристами Коломенской духовной семинарии)

Из книги протоиерея Максима Козлова «Промысл – штука нелинейная», вышедшей в издательстве «Никея»

Понравилась статья? Помогите нам, чтобы таких статей было больше.

Читайте также: