Новое слово в интерпретации учения о стяжательстве Духа заставляет пересмотреть мотивацию и дух, которыми был движим Серафим Саровский. Что значит стяжать Дух Святой? На Серафима должна быть наложена анафема, вместо представления к лику святых.
Критериям оценки слов святого должно быть слово Божье и учение Христа, о преемственности Которому неустанно твердят последователи стяжательства Духа Святого. Стяжать Духа Святого, равносильно стяжать Бога. Насколько дерзки такие речи, попробуем разобраться.
Правило апостола Павла
Напомним, апостол Павел предвидел, что в церковной среде появятся люди, превратно говорящие, которых он назвал беспощадными волками:
Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
(Деян.20:29,30)
Глядя на изображение Серафима Саровского, его доброе лицо не поддается ассоциации свирепости волка. Однако, главная опасность не снаружи, а внутри - в сути учения. Искажение вероучения или даже откровенная ложь, могут послужить заблуждению людских масс, которые станут топливом вечного огня осуждения.
Чтобы уберечь церковь от лжеучений апостол с предостережением наставлял, как нужно пресекать любые попытки их проникновения:
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
(Гал.1:8,9)
Что такого сказал Саровский
Есть не одно высказывание, которое заслуживает критической оценки. Церковь, имея она, действительно, преемственность апостольской веры, должна была бы не канонизировать, а придать его анафеме.
Что значит стяжать Дух Святой
Серафим Саровский известен как автор учения стяжания Святого Духа. Выражаясь современным языком, Серафим Саровский - автор духовного маркетинга. В основе объяснения сути стяжательства он предлагает позаимствовать у купцов умение извлекать коммерческий прибыток.
По версии Саровского, с Богом можно вести торговлю. И поскольку миру такая идея понравилась, можно представить, чем является церковь, поддерживающая такую идею - "торговой лавкой".
Вот цитата Серафима Саровского:
Стяжание все равно что приобретение, – отвечал мне он, – ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Взято отсюда.
Достаточно только этих слов, чтобы увидеть вектор, заданный идеологом "духовного маркетинга". В своей речи с Мотовиловым Саровский учит как можно выгоднее и успешнее вести торг:
Стяжайте благодать Духа Святаго и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают.
Если Иисус Христос в Своем учении разделяет такие понятия, как торговля и служение, то Серафим заложил общую основу и "примирил" двух "господ" из афоризма Христа:
... Не можете служить Богу и маммоне. (Матф.6:24)
Кто-то скажет, что Сам Господь в притчах тоже использовал денежные аллегории, например, притча о работниках виноградника (От Матфея 20), и отбывающего государя и оставляющего распоряжения (От Матфея 25:14-30)
Однако, все эти притчи исключают стяжательство Духа, поскольку Сам Господь в нагорной проповеди благословил нищих духом
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
(Матф.5:3)
Виноградарь и управитель
Интерпретация этих притч исключает торговлю, на которую делает упор Серафим. Не всякий труженик в саду - коммерсант, скорее батрак. И вся плата, которую обещал Господин виноградника - это скромный заработок, прожиточный минимум на один день.
А таланты, данные в управление из притчи Матф. 25 :14-30 - это не гонорар слугам, эти деньги были и оставались деньгами Господина. Прибыль от них также шла полностью в руки Господина - сомнительная сделка для купца, который всегда мотивирован на собственную выгоду. В этом главная проблема: Иисус в своих примерах исключает эгоистический мотив, а Саровский, напротив, ставит его в пример.
Десять разумных дев
Еще одна притча, с которой начинается 25 глава Евангелия от Матфея, содержит символы, которые используют в качестве иллюстрации для своего обоснования "духовные коммерсанты" - это притча о десяти девах и фрагментах покупки масла у продающих.
Если переложить смыл саровского маркетинга, купец знает где купить дешевле и продать дороже. Получается, "продающие" из притчи, это те, кто спекулирует продажей Духа. Неужели нужно делать дела и преподнести их Богу, как дорогостоящий товар, за что Бог изливает благодатью Духа... Ужасная схема, если учесть, что она противоречит словам Павла:
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Еф.2:8,9)
Поле с жемчужиной
Акт выгодной сделки можно усмотреть в притче о жемчужине, которая послужила образом Царства Небесного.
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
(Матф.13:45,46)
Действующее лицо - купец, чем не аллегория для стяжания Духа?
Серафим не выбрал профессию рыбака, где Господь предложил невод, в качестве используемого образа в следующей притче, после притчи о жемчуге (Матф.13:47). Труд рыбака значительно труднее и обогащение не сулит.
Толкование притчи о жемчужине можно увидеть в практическом совете Господа, который Он дал молодому юноше, подходящей кандидатуре на роль купца, ищущего хороших жемчужин:
И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
(Матф.19:16-20)
Тогда Господь дает дает праведному иудею тот самый практический совет, который согласуется с притчей о жемчужине:
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
(Матф.19:21)
Посмотрите, какова была реакция человека с той же мотивацией, что и у любого купца, пример с которых предлагает брать Серафим Саровский:
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
(Матф.19:22)
Действительно, мысль все раздать и лишиться всего накопленного земного, ради перспективы на Небе, ставит перед человеком серьезный выбор. Именно об этом выборе речь в другой аллегории, о сокровищах на небесах.
Сокровища на небесах
Серафим Саровский не мог не читать слова Господа о кладовой добрых дел на Небесах:
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Матф.6:19-21)
Прекрасная картина жизненных приоритетов верующего человека. Господь безошибочно определяет, где сердце человека, даже если формально он делает правильные вещи:
И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
(Мар.12:41)
Серафим Саровский, говоря о стяжании Духа, на самом деле, руководствовался теми же мотивами, что фарисеи, делающие что-либо напоказ, за что примут тягчайшее осуждение (Мар.12:40).
Тщеславие Серафима Саровского
Как сказано, уста выдают то, что избыточествует в сердце (Матф.12:34).
Когда слава о старце стала распространяться, он понял, что имиджевый ресурс нужно реинвестировать. Понимающий в купеческом деле, метр духовного маркетинга решил предложить коллаборацию высшим государственным властителям:
Того Царя, который меня прославит, и я прославлю
Серафим Саровский
Существует пророчество о таком роде "сотрудничества" в книге Откровение, которое представлено блудом церкви и светской власти:
и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.
(Откр.18:3)
Сейчас сложно говорить, когда зародыш тщеславия зародился в этом человеке, но он и ранее прилагал титанические усилия с той же целью, какая обычно преследуется в акциях перфоманс. Была бы в то время книга рекордов, Серафим непременно был туда вписан после тысячедневного столпничества.
По истине талантливый человек. Современные промоушен и PR-менеджеры должны изучать опыт святого, он знает как стяжать, если Дух Святой невозможно, то славу и деньги - знает без сомнения.