Найти тему

Церковь декабристов в Чите.

Поскольку вчерашний пост о декабристах явно вызвал интерес, то сегодня я достану из своих архивов еще одну тематическую заметку. Рассказывает она о так называемой «Церкви декабристов» в Чите, на месте ссылки.

Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь — достопримечательность уникальная. В первую очередь потому, что это деревянное здание старше любой постройки в этих местах. То есть вокруг нее когда-то стояло немного избушек, которые и городом-то не были, а назывались «селением на реке Читинке», но она уже была. Во вторую очередь - она удивительно хорошо сохранилась для своих лет. И с 1776 года - вместо сгоревшей церкви при остроге — украшает Читу.

Церковь (а в 1851-1875 годы она даже была собором) продолжала работать до 1938 года, когда была закрыта и перепрофилирована в соляной склад (и далее общежитие). Кресты только сняли да и все. А то, что она сохранилась 300 лет, и есть настоящее чудо!

Вот фото 1883 (или 1889 ?) года.
Вот фото 1883 (или 1889 ?) года.

В советское время перестройки здания были незначительны. Музей здесь появился только в 1985 (!) году, с 1969 по 1971 гг. постройка была отреставрирована и взята под охрану. А до этого, по сути, никакого надзора с 1938 года за памятником не было. Но он стоял, стоит и, я надеюсь, будет стоять.

Заглянем внутрь.

Списки декабристов. Согласно «Росписи государственным преступникам, приговором Верховного уголовного суда осуждаемого к разным казням и наказаниям» все осуждаемые мятежники были приписаны к 12 разрядам («Вне разрядов» и с 1 по 11). Каждому было определено и наказание.

-3

Итак:
«Вне разрядов» — четвертование, заменено более легкой казнью. (повесили 5).
I разряд — смертная казнь (отсечение головы), заменена каторгой. (31 человек).
II разряд — политическая смерть, т.е. положить голову на плаху, затем ссылка на вечную каторгу (17 человек).
III разряд — вечная каторга (2 человека).
IV разряд — каторга на 15 лет, поселение (16 человек).
V разряд — каторга на 10 лет, поселение (5 человек).
VI разряд — каторга на 6 лет, поселение (2 человека).
VII разряд — каторга на 4 года, поселение (15 человек).
VIII разряд — ссылка на поселение (15 человек).
IX разряд — ссылка в Сибирь (3 человека).
X разряд — лишение чинов, дворянства и запись в солдаты с выслугою (Капитан Пущин в единственном числе).
XI разряд — лишение чинов и запись в солдаты с выслугою (8 человек).

Фамилии очень звучные — Муравьев-Апостол, Трубецкой, Оболенский. Пестель, Барятинский, Волконский и т.д.

Места ссылки были распределены по всей Сибири (а не только в Забайкалье, как многие думают). Но через Читинский острог прошло 85 человек.

Вот, что их ждало. Это кандалы.

-4

Полиметаллическая руда, которую добывали декабристы. Это очень вредное занятие, ведь помимо железа, серебра, олова там был и свинец, и прочее. То есть каторга — это каторга, и никаких послаблений для лиц благородного происхождения не было. Наоборот, за ними образцово надзирали.

-5

Знамя (реплика знамени?) мятежного Черниговского пехотного полка. Открытый военный мятеж члена Южного общества Сергея Муравьева-Апостола и шести рот солдат.

-6

Парадный мундир. Чей, не могу вспомнить.

-7

Залы музея.

-8

Самым странным фактом в истории ссылки был, конечно, приезд жен и невест в эту глухомань. Этот факт потрясает людей уже несколько веков.

-9

Некоторые венчались уже здесь — Анненков женился на Полине Гебль, а Ивашов на Камилле де Лантю (Обе французские подданные, кстати). Завалишин очаровал дочь управителя Читинской области Апполинарию Смольянинову.

-10

Всего ссылку с мужьями разделило 12 жен. И сейчас многие не понимают, что смерть мужа не была автоматическим освобождением от ссылки для жены, она продолжала жить в Забайкалье. Все из каторжников и их жен (кто не умер) отбыли 27-29 лет каторги (ссылки) и некоторые даже вернулись домой. Например Анненков дослуживал чиновником в Нижнем Новгороде.

За церковью два реконструированных надгробия:

Апполинарии Смольяниновой.

-11

И младенца из семьи Волконских.

-12

В 1909 г. здесь венчался известный хирург и священнослужитель В.Ф. Войно-Ясенецкий (святитель Лука). Интересующихся отсылаю к вики - прочитайте его биографию, не пожалеете. Человек всю жизнь служил людям. И люди его помнят.

Заключение:

В этом тихом муниципальном музее служат очень доброжелательные тетки-служительницы. Они посетителям РАДЫ. Особенно неравнодушным и интересующимся.

Они рассказали, что музей посещают потомки декабристов и некоторые жители Читы, помнящие его еще действующим. В частности, однажды к ним привезли бабку, которая в 1904 г. здесь крестилась (!), а в 1922 г. — венчалась. А сейчас хотела проститься.

Вот так она спрятана, найти нелегко.

-13