Поскольку вчерашний пост о декабристах явно вызвал интерес, то сегодня я достану из своих архивов еще одну тематическую заметку. Рассказывает она о так называемой «Церкви декабристов» в Чите, на месте ссылки.
Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь — достопримечательность уникальная. В первую очередь потому, что это деревянное здание старше любой постройки в этих местах. То есть вокруг нее когда-то стояло немного избушек, которые и городом-то не были, а назывались «селением на реке Читинке», но она уже была. Во вторую очередь - она удивительно хорошо сохранилась для своих лет. И с 1776 года - вместо сгоревшей церкви при остроге — украшает Читу.
Церковь (а в 1851-1875 годы она даже была собором) продолжала работать до 1938 года, когда была закрыта и перепрофилирована в соляной склад (и далее общежитие). Кресты только сняли да и все. А то, что она сохранилась 300 лет, и есть настоящее чудо!
В советское время перестройки здания были незначительны. Музей здесь появился только в 1985 (!) году, с 1969 по 1971 гг. постройка была отреставрирована и взята под охрану. А до этого, по сути, никакого надзора с 1938 года за памятником не было. Но он стоял, стоит и, я надеюсь, будет стоять.
Заглянем внутрь.
Списки декабристов. Согласно «Росписи государственным преступникам, приговором Верховного уголовного суда осуждаемого к разным казням и наказаниям» все осуждаемые мятежники были приписаны к 12 разрядам («Вне разрядов» и с 1 по 11). Каждому было определено и наказание.
Итак:
«Вне разрядов» — четвертование, заменено более легкой казнью. (повесили 5).
I разряд — смертная казнь (отсечение головы), заменена каторгой. (31 человек).
II разряд — политическая смерть, т.е. положить голову на плаху, затем ссылка на вечную каторгу (17 человек).
III разряд — вечная каторга (2 человека).
IV разряд — каторга на 15 лет, поселение (16 человек).
V разряд — каторга на 10 лет, поселение (5 человек).
VI разряд — каторга на 6 лет, поселение (2 человека).
VII разряд — каторга на 4 года, поселение (15 человек).
VIII разряд — ссылка на поселение (15 человек).
IX разряд — ссылка в Сибирь (3 человека).
X разряд — лишение чинов, дворянства и запись в солдаты с выслугою (Капитан Пущин в единственном числе).
XI разряд — лишение чинов и запись в солдаты с выслугою (8 человек).
Фамилии очень звучные — Муравьев-Апостол, Трубецкой, Оболенский. Пестель, Барятинский, Волконский и т.д.
Места ссылки были распределены по всей Сибири (а не только в Забайкалье, как многие думают). Но через Читинский острог прошло 85 человек.
Вот, что их ждало. Это кандалы.
Полиметаллическая руда, которую добывали декабристы. Это очень вредное занятие, ведь помимо железа, серебра, олова там был и свинец, и прочее. То есть каторга — это каторга, и никаких послаблений для лиц благородного происхождения не было. Наоборот, за ними образцово надзирали.
Знамя (реплика знамени?) мятежного Черниговского пехотного полка. Открытый военный мятеж члена Южного общества Сергея Муравьева-Апостола и шести рот солдат.
Парадный мундир. Чей, не могу вспомнить.
Залы музея.
Самым странным фактом в истории ссылки был, конечно, приезд жен и невест в эту глухомань. Этот факт потрясает людей уже несколько веков.
Некоторые венчались уже здесь — Анненков женился на Полине Гебль, а Ивашов на Камилле де Лантю (Обе французские подданные, кстати). Завалишин очаровал дочь управителя Читинской области Апполинарию Смольянинову.
Всего ссылку с мужьями разделило 12 жен. И сейчас многие не понимают, что смерть мужа не была автоматическим освобождением от ссылки для жены, она продолжала жить в Забайкалье. Все из каторжников и их жен (кто не умер) отбыли 27-29 лет каторги (ссылки) и некоторые даже вернулись домой. Например Анненков дослуживал чиновником в Нижнем Новгороде.
За церковью два реконструированных надгробия:
Апполинарии Смольяниновой.
И младенца из семьи Волконских.
В 1909 г. здесь венчался известный хирург и священнослужитель В.Ф. Войно-Ясенецкий (святитель Лука). Интересующихся отсылаю к вики - прочитайте его биографию, не пожалеете. Человек всю жизнь служил людям. И люди его помнят.
Заключение:
В этом тихом муниципальном музее служат очень доброжелательные тетки-служительницы. Они посетителям РАДЫ. Особенно неравнодушным и интересующимся.
Они рассказали, что музей посещают потомки декабристов и некоторые жители Читы, помнящие его еще действующим. В частности, однажды к ним привезли бабку, которая в 1904 г. здесь крестилась (!), а в 1922 г. — венчалась. А сейчас хотела проститься.
Вот так она спрятана, найти нелегко.