Помните песню:
Мы сумрачным Доном идём эскадроном,
Так благослови ж нас, Россия-страна!
Корнет Оболенский, раздайте патроны,
Поручик Голицын, надеть ордена!
В России было много офицеров разных чинов из знаменитого рода Голицыных. В 1918 году в семье одного из них, не поручика, а уже штаб-ротмистра Кавалергардского полка князя Владимира Эммануиловича Голицына, в городе Кисловодске родился сын, которого назвали в честь деда Эммануилом.
Время для России было тяжелое, но самые страшные беды семью миновали. Из Крыма маленький Эммануил попал в Константинополь, потом в Париж, а затем в Лондон. В Лондоне семья Голицыных не бедствовала, трое сыновей Владимира Голицына получили хорошее образование.
Когда начинается Вторая Мировая война Эммануилу уже 21 год, и он становится пилотом английских ВВС. Но на войну он попал не в составе английской авиации. После начала Зимней войны Эммануил Голицын уезжает в Финляндию, и там вступает волонтером в ряды финской армии. Под именем Е. Грэм (E. M. Graham) он становится пилотом 32-й истребительной эскадрильи (Lentolaivue 32 - LeLv 32). Лётчики в финской армии были нужны, пусть и без опыта. Тем более, старый друг семьи Голицыных, по имени Густав Карлович Маннергейм, или, как его тогда звали Карл Густав Эмиль Маннергейм, конечно, помог юноше.
Повоевать молодой лётчик много не успел, война быстро закончилась. В это время его мать погибла в Лондоне во время одной из бомбёжек.
Вернувшись в Англию, он снова вступает в ряды Королевских военно-воздушных сил.
На долю Эммануила Голицына пришелся один из самых примечательных воздушных боёв, причем не только в английском небе, а в целом для всей войны.
Специальная разведывательная группа Ровеля (Aufklärungsgruppe des Oberbefehlshabers der Luftwaffe) вела разведку английской территории. На вооружении группы состояли (в том числе) высотные разведчики Ju.86R-1. Эти самолёты могли вести разведку, не обращая внимания на любые средства английской (и любой другой) ПВО, поскольку максимальная высота полета составляла свыше 14000 метров. Ни зенитные орудия, ни истребители-перехватчики на такой высоте причинить вред «Юнкерсу» не могли.
Однако, в 1942 году на аэродроме Нортхолт разместили звено специально доработанных истребителей Spitfire F Mk.IX. На двигатели этих машин поставили специальные редукторы, сняли часть оборудования, всю броню и пулемёты.
Высотные «Спитфайры» предназначались специально для перехвата высотных немецких разведчиков. 12-го сентября 1942 года один из пилотов звена флаинг-офицер Emanuel Galitzine, или, как вы уже догадались, князь Голицын, во время патрулирования на высоте 12 200 м заметил немецкий разведчик.
Кстати, звание флаинг-офицер (Flying officer) как раз и соответствует русскому поручик.
Так вот, немецкий пилот пытался уйти с набором высоты, но ничего не получилось. Новый английский истребитель оказался на высоте в прямом и переносном смысле. Единственное, что подвело — это вооружение. Обе пушки после первых очередей заглохли. В «Юнкерс» попал лишь один снаряд, не нанёсший серьёзного ущерба.
«Поручик» Голицын ещё несколько раз заходил в атаку, но оружие не работало, а потом и горючее закончилось. В результате «Юнкерс» всё-таки ушёл. Но это была победа, поскольку немецкое командование поняло — у англичан есть управа на их высотные самолёты, и более разведчики Люфтваффе в английском небе так свободно не летали.
После войны Голицын встретился с пилотом самолёта, который чуть не сбил. Это был Хорст Гётц, один из лучших разведчиков группы Ровеля.
Позже, Голицын воевал в составе 308-й истребительной эскадрильи, укомплектованной в основном польскими лётчиками. В составе этой эскадрильи он сбил один немецкий самолёт, но гораздо больше проблем доставил немецкой разведке. Поскольку общался по радио на русском языке. Я нигде не нашёл более точной информации, но знаю, что в польской эскадрилье Голицын был не единственным русским пилотом. Так что на вопрос о том, с кем он воздухе говорил по-русски более-менее понятен. Немцам же пришлось строить всякие предположения, о сражающихся на стороне англичан советским пилотах. Впрочем, возможно это лишь легенда. И едва ли во Франции служило так много немцев, способных отличить польский язык от русского. А на польском языке общалось, по понятной причине, большинство пилотов 308-й эскадрильи.
Повоевать пришлось Голицыну и в небе Франции, и в Италии, закончил войну он командиром эскадрильи.
После войны работал пилотом в Индии, затем в Южной Америке.
Позже стал работать в компании «Авро», где занимался продажами. В этом качестве он бывал в СССР и даже чуть было не встретился лично с Хрущевым.
В 90-е годы Галицын много занимался развитием связей русской диаспоры за рубежом с Россией. Мне довелось с ним встретиться на одном из мероприятий в Петербурге. С ним я, правда, не общался, и даже не знал, какая интересная судьба сложилось у этого весьма представительного человека. Помню, даже по внешнему виду, по манере держаться в нём угадывался настоящий князь. Ну и звучная фамилия, которую уж точно знали все, тем более, как раз был популярен романс про поручика Голицына и корнета Оболенского.
Я же тогда был ещё молод, и больше общался с князем Михаилом Орловым и княжной Апраксиной, моими сверстниками.
Впрочем, не буду отвлекать вас на свою скромную персону, а лучше порекомендую вам свою статью:
Когда и где сын Петра Первого одним своим присутствием помог выиграть сражение?