В гололедицу ездить совсем не страшно, а наоборот, очень даже интересно. Главное – понять принцип и строго соблюдать несколько правил, о которых мы вам сейчас расскажем.
Сначала давайте разберемся с основным термином. «Гололедица» – это, на самом деле, то, что у нас почему-то часто называют «гололедом», путая явление природы и ее состояние. Гололедица – это корка изо льда, образующаяся на дорогах в результате похолодания и замерзания воды. А вот гололед в действительности то, что принято называть «ледяным дождем» - он образуется не только на дорогах, но и на ветках, проводах, дверях, окнах… везде, куда падают замерзшие осадки.
В общем, так или иначе – на дороге очень скользко. А значит, нужна зимняя резина. Дрифт на летней резине, или той, которую водитель считает «всесезонкой», конечно, будет красивым, но абсолютно непредсказуемым. Как и торможение – и АБС в этом случае ни капли не поможет, а как раз наоборот, увеличит тормозной путь. Шипы или не шипы – решать вам самим, но шины должны быть с зимним протектором глубиной не меньше 4 мм.
Но наличие зимней резины все равно не повод спешить. Едем спокойно, без резких ускорений, соблюдаем зимнюю дистанцию. То есть ту, которая в 1,5-2 раза больше летней. Особенно опасны первые в сезоне выезды по льду – обязательно потренируйтесь тормозить и рулить где-нибудь на пустынном безопасном участке, перед тем как выехать на оживленную трассу.
Тормоза придумал… ну если и не трус, то явно тот, кто не видел настоящей зимы. Это, конечно, шутка, но в ней есть доля зимней правды: замедлять машину на гололедице лучше другими способами: например, тормозя двигателем. На «механике» это сделать легче, но и на автомате можно – тем более на том, где есть функция ручного управления. Переходить на пониженную передачу на МКПП лучше не выжимая сцепления надолго.
Но если все-таки нужно нажать на педаль тормоза, делайте это потихоньку, маленькими «порциями», и не в коем случае не применяйте экстренного торможения – только для того, чтобы избежать ДТП. Для этого старайтесь контролировать ситуацию, заблаговременно подавайте сигналы поворота.
Резко поворачивать руль тоже крайне нежелательно. Делайте это так же, как и тормозите – плавно, «порциями». Если вы на переднем приводе – оставляйте запас мощности, если понадобится ускориться для того, чтобы вывести машину из заноса. Помните: руль нужно поворачивать в сторону заноса, но только до того момента, пока машина из него не выйдет. После того, как выровнялись, поставьте руль прямо, иначе вас занесет уже в другую сторону.
Делать эти маневры тоже потренируйтесь где-нибудь на закрытой площадке. Особенно это актуально в случае, если вы пересели на новую машину с типом привода, на котором раньше не ездили: например, с переднего на полный. Да и среди полных приводов нет полного «согласия»: AWD, например, рулится совсем не так, как full time.
Впереди горка? Прибавьте (не резко, помните?) скорость, чтобы взять ее с ходу. На спуске лучше заранее перейти на пониженную передачу и ни в коем случае не включать «нейтраль». Впрочем, буквально уже через несколько дней ваши водительские рефлексы перейдут на «зимний пакет», и вы будете получать ни с чем не сравнимую радость от зимней дороги. Ведь все мы знаем – у природы нет плохой погоды!