В прошлом посте про Сталина на станции Нарвская изначально хотелось показать больше снимков самой станции, но позже стало понятно, что для этого нужна отдельная статья - станция-то действительно красивая и весьма насыщенная деталями.
Объект вдохновения
Интересно, что станция метро, как оказалось, может выступать в качестве сильного мотиватора для творчества. Тут особо и удивляться нечему - с каждой станции, особенно если это первая очередь, можно рисовать полотна и фотографировать каждую мелкую деталь. Чего и говорить, Человек-метро, делая кадры, которые вы можете видеть в этой статье, затратил не менее 3 часов непрерывной съемки и это был бы далеко не предел, если не надо было бы ехать на следующий объект. Но речь сейчас о другом не самом известном факте.
Одной из ярких характерных деталей "Нарвской" является наличие горельефов, размещенных на углах пилонов центрального зала. Всего их 48, причем оригинальных сюжетов только 12. Таким образом, панно каждого вида можно найти в четырех экземплярах. Кто же на них изображен? Это люди разных профессий. Давайте назовём и покажем их всех:
- «Деятели искусств»
- «Врачи»
- «Кораблестроители»
- «Учащиеся»
- «Селекционеры»
- «Литейщики»
- «Текстильщицы»
- «Моряки»
- «Метростроевцы»
- «Советские воины»
- «Строители».
- «Колхозники»
Честно признаться, подписывая фотографии я не единожды останавливался, сомневаясь - а литейщики ли это, например. Действительно часть образов не полностью вяжется с их описанием, кого-то и вовсе можно поменять местами. Поэтому если вы считаете иначе, то смело возражайте - вместе отыщем истину!
Ваяли композиции серьезные скульпторы, многие из которых и впоследствии украшали залы ленинградской подземки.
Любопытно, что в своё время авторский коллектив художников, работавших над барельефами, использовали не выдуманные образы или приглашали случайных натурщиков, а работали непосредственно с людьми конкретно изображаемых профессий. То есть, если собрались высечь в камне моряка, то моряка и приглашали. Нужен был врач - обращались в больницы, а за метростроевцами и вовсе далеко ходить не надо было.
Из рассказов метропроектировщиков-ветеранов стало известно, что позирование скульпторам являлось своеобразной наградой за отверженный труд и заслуги. Лучшего мемориала и не придумаешь!
В поисках лиц
В своё время одна талантливая художница-фотограф Лииса Робертс из Хельсинки обратилась в метро с просьбой оказать содействие и помочь отыскать тех, кто изображен на барельефах. За помощью обращались и к петербургскому метрострою, но усилия оказались тщетными - к великому сожалению те контакты, которые удалось найти, свидетельствовали о том, что людей в живых уже не осталось. Единственная надежда была на детей-школьников, но и их найти не смогли. Буквально год назад после лекции ко мне подошла слушательница и сказала, что знала в молодости одну девушку, которая якобы и изображена на Нарвской, но связь не сохранилась...
Давайте еще раз посмотрим на эти лица с пронзительным взглядом, проходящим сквозь эпоху:
И еще немного:
Аллюзия Монферрану
Казалось бы, какое отношение имеет великий зодчий Петербурга из XIX века к станции "Нарвская"? А тут вот какая интересность! Монферрану, создавшему подлинные архитектурные шедевры, такие как Александровская колонна на Дворцовой площади, Исакиевский собор, была свойственна лёгкая нотка доброго хулиганства, которая отражена как раз во внешнем архитектурном убранстве Исакия. Приглядевшись внимательно в один из фронтонов собора, среди группы святых, поклоняющих головы в приветствии Исаакия Далматского, можно увидеть самого Монферрана, который держит в правой руке уменьшенную копию собора. Получилась эдакая "пасхалка".
Примерно похожую историю можно найти и на "Нарвской". Авторский коллектив скульптуров по всей видимости таким образом отдал дань уважения великому коллеге:
Это не единственное место в метрополитене, где есть похожего плана "пасхальные яйца" от авторов, но об этом в другой раз.
Уже нет людей, оставивших свой след, далеко позади их время, но есть мы и прекрасная станция "Нарвская". Будете на ней - задержитесь хоть ненадолго, пожалуйста!
Спасибо за внимание друзья и до скорой встречи!