Найти в Дзене
*Красный МосковитЪ*

«Храмовый комплекс» в Афганском парке: как не повторить Екатеринбургский сценарий

И все же, одно из самых удивительных мест на земле - это Храм Божий! Для одних, он - спасительная соломинка, последнее прибежище в минуты горя, отчаяния и тяжелых испытаний. Для других - место покаяния, точка отсчета на пути к очеловечиванию, исправлению, и, в конечном итоге, - соединению с Богом. Кто-то, едва появившись на свет, начинает свой земной путь с принятия таинства святого крещения в церковной купели, а для кого-то, Храм становится чистилищем, дверью в жизнь вечную.
А еще, Храм - это зачастую замечательные, светлые и бескорыстные люди. Прихожане. И, порой, самые невероятные и неожиданные встречи. Со своими, некогда наставниками и учителями. И как приятно, спустя годы, заново открывать для себя таких людей, восхищаясь ими, потому что эти люди и есть - Храм!

В начале своего повествования, хочу обмолвиться: я не являюсь выразителем чьих либо интересов, как то - группы «ЗА» точечную застройку (в рамках программы «200 Храмов»), относящейся к РПЦ и прочих православных активистов. И уж тем более, я не на стороне категорических противников Церкви Христовой и Православия, как такового. Я не ветеран-афганец. Не состою в комитетах по делам воинов-интернационалистов, различных советах и в других ветеранских организациях. Не вхожу ни в какие политические партии и объединения. Меня также нет и в рядах местных орговиков-атеистов, основателей движения «спасем парк» и «стоп-храм». И, разумеется, я не в противоположном лагере простых верующих, готовых любой ценой «продавить» эту стройку (в том виде, в котором предлагается), просто потому, что так решил институт управления РПЦ или, напротив, в числе тех, кто искренне полагает, что именно Храм на этом месте необходим. Я сам по себе. Коренной местный житель. Безусловно, не без собственного мнения на этот счет (о котором в заключении). И всё, что я изложил ниже - это сугубо мое оценочное суждение, которое считаю необходимым высказать, т.к., повторюсь, проживаю в том самом районе Новогиреево (Восточного округа г. Москвы), коий рискует сегодня стать «новым Екатеринбургом», вследствие планируемой застройки «храмовым комплексом» большей части нашего центрального парка, получившего от его жителей и общественности символическое название - «Афганский».

-2
-3
-4

Но прежде, чем перейти к сути вопроса немного предыстории и информации по месту планируемой застройки.

В этот зеленый, спальный район на окраине Москвы и в то же время находящийся буквально в 15-ти минутах езды от центра общественным транспортом, мы переехали в далеком 89-м. В родном Новогиреево (точнее, я живу на стыке Новогиреевского и Перовского районов, рядом с метро «Перово») прошла вся моя сознательная жизнь. В детские годы, когда деревья еще казались большими, несмотря на всю разруху лихих 90-х, это была экологически чистая, благоухающая агломерация (чего не скажешь теперь, когда ВАО стал настоящим экологическим гетто, но это уже совсем другая история). С большим количеством зеленых насаждений, скверов и зон отдыха. Кстати, один из её центральных проспектов так и называется - «Зелёный». Парков на территории этих районов ВАО имеется целых пять. В самом Перово, один – «Перовский». А по границе Перова расположена Терлецкая Дубрава, Измайловский и Кусковский лесопарки.

-5
-6

И, конечно же, главная достопримечательность наших краев, точнее, их две, но тесно связанные между собой – это музей советского скульптора Вадима Сидура, который еще при жизни изваял памятник, посвященный воинам-интернационалистам «Оставшимся без погребения» (Скорбящие матери) установленный в том самом Афганском парке, который и стал сегодня яблоком раздора в вопросе строительства на его территории «храмового комплекса».

Вадим Сидур
Вадим Сидур

Кстати, сам скульптор Сидур удивительной судьбы человек. Он прошел почти всю Великую Отечественную войну. В 44-м под Кривым Рогом командир пулеметного взвода, младший лейтенант Сидур был тяжело ранен разрывной пулей в лицо. Выжил. И впоследствии подарил нам множество удивительных и неповторимых скульптур во всей своей, кажущейся на первый взгляд, незамысловатой простоте изгибов и линий, и одновременно сложном, с точки зрения восприятия и осмысления, многообразии трагизма. Одна из которых, стала настоящим памятным символом Афганской войны. 

-8

«Скорбящие матери» - это попытка мастера передать всю глубину материнской скорби, душевный стон и горечь от утраты сыновей - советских воинов-интернационалистов, погибших и пропавших без вести в Демократической Республике Афганистан. Причем, еще более высокую степень проявления чувств этому монументу придает то, что матери изображены скульптором в образе инокинь.

Член Совета Федерации, сенатор Франц Клинцевич
Член Совета Федерации, сенатор Франц Клинцевич

И кто только не побывал у нас в Афганском парке с момента открытия памятника: экс-Вице–Президент РФ Александр Руцкой (ветеран афганской войны), нынешний сенатор Франц Клинцевич (ветеран афганской войны), а также представители, наверное, всех ветеранских движений, правозащитники и множество других официальных (политических) и гражданских лиц, активистов и волонтеров, так и самих «афганцев». 

В 2017 году рядом с памятником торжественно открыли Мемориал «Воинам - москвичам, погибшим в Афганистане». Теперь их имена выбиты золотом на мраморных плитах, что наконец-то успокоило сердца родителей, потерявших своих сыновей на Афганской войне...

-10

Однако на фоне этих, безусловно, очень важных, значимых и необходимых мероприятий, сам парк, вот уже 8 лет находится в обстановке предвоенной напряженности. Ожесточенные споры вокруг использования/сохранности его территории, на которой было принято решение возводить «храмовый комплекс», в рамках уже упомянутой программы «200 Храмов», не утихают до сих пор. Не хочу пересказывать всю историю противостояния, которая тянется с 2012 года (ознакомиться с ней можно здесь) отмечу лишь, что, несмотря на митинги, протесты, сбор подписей жителей р-нов Новогиреево и Перово, которые выступают против строительства в таких масштабах, в феврале текущего года прошла церемония торжественной закладки капсулы в фундамент будущего Храма. 

-11

Впрочем, справедливости ради, и строительные работы пока так и не начались, видимо, до снятия всех острых (спорных) моментов с окрестным населением. Благо, у наших местных властей хватило ума, во избежание социального взрыва, в т.ч. до кучи еще и по этому поводу – не делать резких телодвижений, а также, пока суд да дело, не обносить место планируемой застройки забором, по аналогии с Екатеринбургом.

Наконец, что окончательно побудило меня к тому, чтобы высказаться на эту тему это относительно недавний ролик уважаемого Александра Батова, к слову, оказывается, моего земляка, что вдвойне приятно. В котором заснят диспут сторонников и противников строительства. Горячие споры и самое главное - безрезультатные, которые, на мой взгляд, лишь повышают имеющийся градус напряженности. Главным образом потому, что профильные чиновники правительства Москвы попросту игнорируют подобные мероприятия. А в связи с этим возникает резонный вопрос, почему и кому это выгодно?! И тут мы плавно переходим к коммерческой составляющей проекта, затронутой в видео. Я сам, и надо признать, небезосновательно, - очень неоднозначно отношусь к экс-Первому заместителю мэра Москвы господину Ресину, который курирует реализацию программы «200 Храмов», а учитывая местоположение и инфраструктуру, коя будет возведена рядом с «храмовым комплексом» в нашем парке, сопутствующий бизнес-интерес просматривается невооруженным взглядом. И все же, не хочется думать о плохом, хочется верить в искренность намерений всех участников конфликта. 

В связи с этим приведу пример из личного опыта. Являясь православным Христианином, я посещаю временный (деревянный) Храм имени Святого праведного воина Феодора Ушакова, который находится неподалеку от парка. А рядом с этой деревянной церковью возводится уже постоянный (кирпичный) Храм им. Святого равноапостольного князя Владимира. Но там зона постройки выбрана удачно, рядом с так называемыми химпрудами (территория «Химзавода»), т.е. - Храм никому не мешает. Да и само духовенство более чем достойное, истинные подвижники (что немаловажно в наше время). Община, в прямом смысле, находится под святоотеческим присмотром и заботой. Организуются регулярные концерты, культурно-просветительские мероприятия, паломнические поездки, работают секции, кружки, имеется психолог, в общем, всего так сразу и не перечесть. В праздники и воскресные дни Храм переполнен. Да и сам строящийся Храм, относительно скромный по размерам. Тем не менее, даже по готовности, убежден, будет не в состоянии вместить всех желающих. Такой там настоятель.

И будучи воцерковленным, если встанет выбор - капище или Храм, я, безусловно, за Храм Божий. Тем паче, что в особенности в летнее время неоднократно было замечено, что часть парка облюбовали мигранты из Средней Азии, опять же, наши, которые также распивают спиртные напитки, курят, плюют, матерятся. Днем все пристойно, гуляют дети и молодые мамочки со своими чадами, но ближе к вечеру начинается движ. Однако это не повод лишать нормальных людей, в т.ч. семейных зоны отдыха в выходные и праздничные дни, тем более, убежден, кричащие проблемы сегодняшнего дня (культурно-воспитательные, касающиеся миграционной политики, ассимилирования), это не решит.

-12

И совсем другое дело, если это не просто Храм участников боевых действий, и только, а целая церковная инфраструктура с воскресной школой (как заявлено) и прочими коммуникациями, которая будет занимать до 80% территории парка (включая сам Храм общей площадью 490 кв.м и подразделения прихода, размещаемые в доме причта общей площадью 1249 кв.м, а также дополнительная резервация, отведенная для благоустройства площадью 4,2 га, в т.ч. парковка, прокладка дороги, учитывая отсутствие подъезда со стороны трассы), что в таком разе действительно грозит парку полным уничтожением, который рискует потерять свои рекреационные свойства.

-13

Посему, в сложившейся ситуации, полагаю, необходим компромисс, а именно: на лобном месте, рядом с мемориалом нужно построить часовню, либо небольших размеров деревянный Храм, исключительно для поминальных служб по всем трагически погибшим, усопшим воинам-афганцам. Думаю, атеистически настроенные граждане – жители районов Новогиреево и Перово должны отнестись с пониманием. В противном случае, это грозит перерасти в противостояние по примеру Екатеринбурга (с учетом того, что это уже не регион, а столица). К слову, я своими глазами видел эти надписи на асфальте матерного содержания против строительства Храма - было дело, несмотря на то, что участники диспута это категорически отрицают.

И в завершении еще об одном очень важном аспекте. Только по настоящему проявив терпимость, ни в коем случае не навязывая – не насаждая никому нашу Веру Христову, ибо, как известно, — «подневольник - не богомольник», можно прийти в итоге к пониманию и консенсусу. Потому как Церковь — это строение, но строение не из камней и кирпичей, а строение, созданное из людей. В основании этого строения находится учение апостолов и пророков (библейское учение), где Иисус Христос выполняет роль краеугольного камня. Но когда сегодня мы слышим слова из уст того же Патриарха - «Если человеку невоцерковленному, далёкому от Церкви, в двух словах сказать, для чего нужна Церковь, Церковь – […] нужна для того, чтобы был силён дух нашего народа» - это и подобные строительные подряды по разнарядке, совсем не приближает тех, кто еще находится на перепутье, - к Богу, к Вере во Христа, а наоборот еще больше отдаляет, вызывая у этих людей лишь апатию и озлобленность. Особенно, когда на примере строительства «Храмового комплекса», под видом благого дела или вместе с таковым, параллельно реализуются еще и бизнес-проекты отдельных чиновников и коммерсантов. 

Кроме этого, хочется верить, что наравне с заслуженным отданием воинских почестей героям, также по сей день оказывается помощь и поддержка всем нуждающимся в ней ветеранам и их семьям. Очень не хотелось бы, чтобы они стали разменной монетой в этом споре.

И в качестве эпилога несколько слов о моем отце, который также воевал в Афганистане. В 2011 году, в возрасте 62-х лет он ушел из жизни. Вне всякого сомнения, Афган способствовал его преждевременной кончине. Похоронен он, как и положено боевому офицеру - с воинскими почестями, на деревенском кладбище в Подмосковье, где лежат все мои родственники по материнской линии. И вот, какое удивительное событие произошло с нами несколько лет назад. Дело в том, что в свое время мой отец осознанно, пройдя долгий и тернистый путь через внутреннюю духовную брань, пришел к Богу. И каково же было наше удивление, когда на прилегающем к деревенскому кладбищу поле началось строительство Православного Храма. И что самое удивительное, он будет носить имя Святого Георгия Победоносца – покровителя всея воинства, а его алтарь расположен практически на одном уровне с могилой отца. Вот такие чудеса. И не иначе, как промыслом Божиим все это не назовешь. И не потому, что это мой родитель, просто дело богоугодное.

-14

Если понравился материал ставьте лайк и обязательно подписывайтесь на канал! ;)
Эта публикация в жж.