Вчера я рассказывал про орбитальные станции "Салют". Однако три "Салюта" из 7 были устроены совершенно иначе и фотографии их никогда не появлялись в советской прессе. Их создатель, гордый Владимир Челомей, конструктор-соперник покойного Королёва, не отказался от идеи "Алмаза" - орбитального разведывательно-командного пункта. Фактически "Алмазами" были 2-й, 3-й и 5-й "Салюты", имевшие ряд отличий в оснащении. Например, у них был специальный отсек с манипулятором для сброса "капсулы спуска информации", посылавшей на Землю собранные космонавтами данные.
"Салют-3" и вовсе был первым в истории боевым космическим кораблём - на нём стояла экспериментальная скорострельная пушка, закреплённая параллельно оси станции, и при сходе с орбиты из неё даже было сделано несколько выстрелов. Для следующих "Алмазов" разрабатывались даже ракеты класса "космос - космос", но до их воплощения дело не дошло. Если на "Салюте-2" ещё до прибытия космонавтов произошла разгерметизация, то Третий и Пятый "Салюты" даже были какое-то время обитаемы. В павильоне "Космос" на ВДНХ, впрочем, представлены не они, а собственно "Алмаз", работавший в 1991-92 годах в беспилотном режиме, когда идея космических войн окончательно утратила актуальность:
"Обивка", то есть экранно-вакуумная изоляция, кстати вполне аутентична и на других макетах орбитальных станций не представлена зря - она защищала модуль от перегрева на Солнце, переохлаждения в тени Земли и поражения микрометеоритами. К "Салютам" и "Алмазам" прилагались ещё и ТКСы - огромные (22 тонны, то есть крупнее самих станций) космические корабли, рассчитанные на многоразовое использование обитаемого отсека. Но для ракеты "Союз" они были слишком тяжёлыми, а ненадёжному и ядовитому "Протону" жизни космонавтов в любом случае не доверялись, поэтому летали эти шедевры Челомея лишь в беспилотном варианте, в качестве космических грузовиков.