Одним из самых популярных зимних развлечений в дореволюционном Петербурге было катание с ледяных горок. Горки эти были немалых размеров, строили их в разные годы на льду Невы, перед Адмиралтейством, на Марсовом поле и в других частях города.
Павел Свиньин подробно описывает эти горки в книге 1816г. «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей»:
Горы сии строятся в сие время не только во всяком городе, но и во всяком почти селении. В Петербурге строят их обыкновенно на Охте, на Крестовском Острове и на Неве перед Императорским Дворцом, откуда Российские Монархи могут видеть народ свой веселящимся невинными забавами зимнего времени.
Ледяные горы основываются на деревянных столбах, иногда до 8-ми сажень (17 метров) и более в вышину, с коих делается постепенная покатость на несколько сажень в длину, также утвержденная на столбах. Они выкладываются кубическими кусками льда, которые после поливаются водою и смерзшись представляют совершенно гладкую поверхность, подобную зеркалу. Простой народ катается с них на лубках, ледянках и на санях, а кто не умеет сам управлять оными, тот садится в них с катальщиком, который наблюдает, чтоб сани держались в прямой линии. Нельзя ни с чем сравнить удовольствия, когда видишь себя перелетающим в одно мгновение ока 4 или 5 сажень — это кажется очарованием!
Как часто случалось мне видеть, что прекрасные наши дамы, одетые так легко, как бы в Майский день, оставляют кадрили и экоссезы, и, накинувши на себя собольи шубы, спешат предаться сему удовольствию! Как часто страшился я за них, воображая, какой опасности они подвергаются; но прекрасные Россиянки презирают холод и возвращаются с катанья с новыми розами на щеках и в блеске новой красоты! В вечеру горы освещаются фонарями; отражение сей массы разноцветных огней в снегу, мешаясь с тенями, представляет необыкновенное зрелище не только для иностранца, но для самого Русского: это совершенная фантасмагория!»
Ещё раньше об этих горках писал Иоганн Георги в «Описании Санкт-Петербурга» 1794г.:
Горы кажутся свойственны северной России. Здесь, бывало, строили к сырной неделе две публичные горы на Неве. Каждая состоит в кубической подмостке из бревен в 6 сажен вышины, снабженной с одной стороны лестницею для входа, а с другой крутым, несколько волнистым дощатым скатом, покрытым льдом для спуска, и пр. Сие увеселение столько нравится народу, что и простые женщины и молодые люди лучшего состояния в оном участвуют. Некоторые молодые люди столь искусны в том, что спускаются с горы без санок на ногах или коньках.
Нева почти покрыта вокруг гор людьми, каретами и санями, ибо большая часть жителей приезжает один или несколько раз туда, чтобы видеть оное. А потому когда сырная неделя в умеренную зиму бывает рано и прежде, нежели лед надлежащую крепость имеет, то делаются горы у берегов. В 1790 году, когда сырная неделя началась 31 Января, были они у берега Невы при Охте и в 1793 году в слободе лейб-гвардии Конного полка.