Найти в Дзене
Океан Между Нот

Три вдовы

Оглавление

О жизни и творчестве композиторов говорят и пишут много и постоянно. Жёны и боевые подруги упоминаются "поскольку" или "в связи". Исправляю несправедливость.

Картина художника Павла Игнатьева
Картина художника Павла Игнатьева

Констанция

Даже если бы Констанция не встретилась с Вольфгангом Амадеем Моцартом она всё равно была бы связана с музыкой: немецкий композитор Карл Мария Вебер - её двоюродный брат, а родная сестра Алоизия - оперная певица. Да и сама она не плохо пела.

С великим композитором Констанция прожила всего восемь с небольшим лет. Жили весело, как одним днём; что зарабатывал супруг, тут же тратили. Моцарт писал гениальную музыку, а Констанция непрерывно рожала ему детей. На момент скоропостижной кончины мужа у неё было двое сыновей и куча кредитов.

Чтобы не потерять выплаченный заказчиком аванс за сочинение "Реквиема", Констанция приложила максимум усилий к его завершению. Первым пытался дописывать за Моцартом Йозеф Эйблер, затем эстафетная палочка перешла в руки Франца Ксавера Зюсмайера. Зюсмайер был учеником Моцарта и другом семьи. Злые языки поговаривают, что слишком близким другом. Своего младшего сына Констанция почему-то назвала Францем Ксавером.

Констанция Моцарт
Констанция Моцарт

У вдовы остался архив композитора, чем она не преминула воспользоваться, продавая оттуда письма и партитуры. На что-то надо было жить.

Второе замужество было более удачным. Мужем Констанции стал датский дипломат Георг Ниссен, страстный поклонник творчества Моцарта. Уже вдвоём они продолжили извлекать выгоду из первого брака: написали биографию своего кумира, изданную уже после смерти Ниссена.

Констанция Вебер прожила долгую жизнь, пережив двух мужей, испытав взлёты и падения, удачи и разочарования.

Клара

В качестве пианистки Клара Шуман превосходила своего мужа Роберта Шумана. Думаю, что её композиторский дар был похоронен вместе с замужеством. Она была младше Шумана на девять лет. Когда будущий композитор поселился у них в доме, ей было только одиннадцать. По сути, отец Клары пригрел у себя на груди змея-искусителя.

Фридрих Вик хотел сделать из дочери знаменитую пианистку, и на то у него были все основания. Он мечтал не о молодом прощелыге без гроша в кармане, а о баснословных гонорарах, которые принесёт ему гастрольная деятельность дочери. Шуман перечеркнул его фантазии.

Брак пришлось выбивать через суд. Ему было тридцать, он писал блестящие статьи о музыке и необычно сложные для понимания публики пьесы. Ей было двадцать один и она явно не осознавала до конца во что впутывается.

Первые восторги семейной жизни сменились размолвками. Клара - молодая и талантливая - желала гастролей и концертов. Ненавидящий любые поездки Роберт хотел чтобы она сидела дома, рожала ему детей, заботилась о нём, ну и не мешала сочинять музыку.

Клара Шуман
Клара Шуман

На самом деле, Клара на тот момент была известнее, чем Роберт. Это сейчас сначала говорят о Шумане, как гениальном композиторе, а потом ... ну да была ещё жена, на фортепиано играла хорошо. В те времена Европа знала блестящую пианистку Клару Вик, а Шуман был как бесплатное приложение.

Путешествовать без мужа была нельзя, пришлось сидеть дома и, как велел любимый: рожать, рожать, рожать. Восемь детей появилось в семье у Шуманов за шестнадцать лет брака.

В тяжёлые дни безумства Шумана надеждой и опорой Клары пытался стать Иоганнес Брамс. Он был значительно её моложе и влюблённый по уши. Когда Шумана поместили в психиатрическую больницу, они сблизились ещё больше. Думаю, что опыт замужества с композитором научил Клару осторожности в выборе партнёра, поэтому Брамсу ничего не светило.

После смерти мужа Клара возобновила активную гастрольную деятельность, последний свой концерт она давала в возрасте 70 лет. Выходить замуж вторично она не стала.

Альма

В отличии от Клары, Альма была замужем трижды только официально. Биографы называют её "музой девяти творцов" и "вдовой четырёх искусств".

Густав Малер познакомился с ней в 1901 году. До этого у неё были попытки романтических отношений с художником Густавом Климтом и композитором Александром фон Цемлинским. На следующий год они поженились. Малер был старше Альмы на 19 лет и справедливо считал себя главой семьи.

Альма родила Малеру двух дочек - Марию Анну и Анну Юстину. По настоянию композитора она бросила заниматься сочинительством. Конечно, она прекрасно понимала, что не сможет достичь каких-то высот в композиторском ремесле, но зачем отнимать хобби? Домашнее хозяйство и дети - этого ли хотела Альма?

Ещё при жизни Малера Альма завела роман с молодым архитектором Вальтером Гропиусом. Некоторые видят в этом акте своеобразный протест против подавления её творческой натуры, тем более, что музыку мужа она терпеть не могла. Гропиус был инструментом в её умелых руках, с его помощью она добивалась изменения отношения к себе со стороны Малера. Может быть так оно бы и произошло, только композитор скончался в 1911 году, прожив в браке с Альмой только девять лет.

Альма Малер
Альма Малер

После смерти Малера у вдовы были тихие отношения с учёным-биологом Паулем Каммерером и бурный роман с художником Оскаром Кокошкой. Страсть Кокошки граничила с безумием. Бесконечные уговоры выйти замуж, сотни писем, портреты. Художник был явно не в себе.

Первая мировая война прервала этот занимательный блокбастер. Кокошка ушёл добровольцем, а когда вернулся, Альма уже была замужем за ... Вальтером Гропиусом. Пригодился таки инструментик.

Кокошка окончательно свихнулся, заказал тряпичную куклу в полный рост, назвал её Альмой и таскал её по приёмам.

Увлечение Альмы поэтом-экспрессионистом Францем Верфелем положило конец замужеству с Гропиусом. От брака у них осталась дочь - Манон, смерть которой в девятнадцатилетнем возрасте вдохновила Альбана Берга на создание великолепного скрипичного концерта "Dem Andenken eines Engels" ("Памяти ангела"). Сама же Альма, скорее всего, является прототипом героини его неоконченной оперы "Лулу". Немного о ней можно прочитать в статье Дамы наносят ответный удар.

Последний муж Альмы умер в 1945 году, а она прожила ещё 19 лет, публикуя мемуары и шокируя общественность разного рода высказываниями и подробностями из жизни своих знаменитых возлюбленных.

Никаких особых выводов из вышеизложенного не будет. Личная жизнь композиторов штука интересная и вызывает порой пристальное внимание со стороны общества. Но, по большому счёту, она мало чем отличается от личной жизни обычных людей, потому как у всех всё одинаковое.

Констанция всё-таки самая красивая. У Моцарта был вкус.

На этом всё. Традиционная несмешная байка:

Мало кто знает, что до замужества Клара Шуман сочинила несколько музыкальных произведений, в том числе фортепианный концерт в той же тональности ля минор, в которой написан и знаменитый концерт Шумана. Последний, однако, был сочинен гораздо позже.
Соотношение тональностей в произведении Клары было в высшей степени необычным: средняя часть была написана в ля-бемоль мажоре. Один немецкий музыкальный критик, анализируя этот концерт и бравируя своим тяжеловесным юмором, писал:
"Было бы хорошо, если бы все дочери Евы в своих житейских и супружеских отношениях столь же недалеко отклонялись от своих мужей – на полтона в одну или в другую сторону. В таком случае даже самые острые семейные конфликты разрешались бы в чистую гармонию".
И хотя звуки тоники первой и второй частей Концерта находятся на минимальном расстоянии друг от друга – полутон (соседние клавиши на клавиатуре), с точки зрения музыкальной гармонии эти тональности всё-таки довольно далекие.

Дорогие читатели, если вам нужны материалы для реферата, доклада или поста, то добро пожаловать в Каталог публикаций канала. Его надо только сохранить, и в любой момент Океан музыкальной информации у вас под рукой.