Найти тему
Oleg Kaczmarski

ОДНАЖДЫ В ГОЛЛИВУДЕ. Размышления о последнем фильме Квентина Тарантино

Главное ощущение состоит в непонятности общего посыла, а всё из-за того, что фильм перекособоченный. В ней две истории, одна – про Голливуд, вторая – про дело Менсона. Рассматривать их надо отдельно, поскольку между собой они не имеют ничего общего, и склёпаны совершенно произвольно.

Первая часть – малоинтересная. Ну, снимают фильм, ну, артист уже на закате, а второй – дублёр-каскадёр – как его тень. Никаких острых моментов здесь нет, обычные рутинные действия вокруг главных героев в исполнении ДиКаприо и Брэда Питта.

Единственное место, которое заставляет проснуться – Брюс Ли. И тут возникает вопрос: он идиотом был в реальности или только в воображении Тарантино? Исходя из его биографии, первое исключается, а исходя из второго, получается очень некрасивая картина, нелепость.

А вот вторая история гораздо интереснее. Потому что в ней есть реальное действие.

Лучший эпизод – сцена на ранчо – здесь буквально физически ощущаешь внутреннюю напряжённость, которая в конце концов разряжается избиением ублюдка. С кровавыми соплями, но при этом ни у кого не возникает сочувствия к жертве.

И на том же самом эффекте – наказания зла – выстроена финальная часть фильма, окончание истории. И тут Тарантино во всей красе – море кровищи, жареное мясо и чёрный юмор. Вот только в чём смысл всей этой альтернативной подачи?

По просмотру остаётся какое-то недоумение. С одной стороны, это как бы благое намерение, удовлетворение желаний публики – чтобы зло было наказано, хотя бы чисто виртуально, вне исторических реалий, на экране.

Но с другой стороны это выглядит как попытка – хоть и непроизвольная – истребления исторической памяти. Это как если переиначить события Хатыни или Бабьего Яра, сделать так, что там не фашисты уничтожают белорусов и евреев, а наоборот – негодяев заманивают в ловушку – и на потеху публики расправляются с ними. И что это такое будет? Никто ещё такого не снимал?

И вот новое поколение, не отягощённое историческими познаниями, посмотрело эту поделку от своего кумира – и у них в сознании запечатлелось, что никакого дела Менсона вовсе и не было. И тогда в качестве противоядия от этого тарантиновского зелья забвения стоит применять исчерпывающий в своей документальности и натуральности фильм 2004 года «Хелтер-Скелтер» (режиссёр Джон Грей).

И ещё вопрос о хиппи. Опять-таки с подачи Тарантино у молодых может создаться впечатление, что банда (секта) Мэнсона – это и есть те самые настоящие хиппи. Что является форменной клеветой. Поскольку это никакие не хиппи, а отребье, собранное под властью маньяка-психопата, не имеющего к хиппи никакого сущностного отношения, а напротив – диаметрально противоположного хиппистским мировоззренческим установкам. Впрочем, размышления о хиппи стоит вынести темой для отдельной статьи…