В одном из интервью режиссер «Лакомба Люсьена» Луи Маль рассказал, что одну из историй, подтолкнувших его к съемкам этого фильма, рассказал Жан-Пьер Мельвиль. Мельвиль рассказал, как в 1944 году он вместе с товарищем ехал поездом из Бордо в Париж и с ними в купе ехал молодой человек, который поведал им, что собирается вступить во французский батальон Ваффен-СС, чтобы сражаться с коммунистами на Восточном фронте. Но пока шел поезд, Мельвилю и его товарищу удалось переубедить этого молодого человека и позже он присоединился к Сопротивлению и стал героем.
Режиссер рисует жизнь французской провинции 1944 года. По доминировавшей на тот момент официальной версии, французы были в целом настроены против оккупантов, за исключением ряда отбросов общества и выродков. Но в «Лакомбе Люсьене» большинство населения показано не бравыми патриотами, а довольно безразличными обывателями, которые только хотят, чтобы их не трогали и не мешали заниматься их делами. А отношение к Сопротивлению со стороны основной массы населения прекрасно показала фраза одного из героев: «Мой бездельник подался в маки. Представляешь, мой сын теперь стал патриотом!».
Молодой санитар Люсьен Лакомб хочет вступить в маки, но, по воле случая, оказывается во французском гестапо. Он не верующий в идеалы национал-социализма, он один из тех, кто пошел в коллаборационисты ради денег, роскоши и власти. Все свои поступки он совершает с детской непосредственностью первобытного человека и для Люсьена смерть человека равносильна смерти кролика. И работающим в комендатуре коллаборационистам также нет дела до идеологии, только один из них верит в идеалы национал-социализма, а остальные пошли только чтобы мародерствовать, пить и заниматься спекуляцией.
Как выясняется по ходу фильма, Люсьен способен любить, но это не совсем верное определение для его чувств. Он альфа-дог и способен только на соответствующие чувства – желание обладать красивой самкой. В своем ухаживании Люсьен ведет себя, как разбогатевший крестьянин, покупающий невесту (Франс Горн) у обедневшего дворянина. Только в этот раз вместо дворянина предстает прячущийся богатый еврей, которому Люсьен барски дарит золотые часы, украденные из дома арестованного врача.
И война в фильме показана чем-то далеким, мы не увидим ни одной бомбежки, ни одного сражения, разве что радиосообщения становятся все тревожнее и тревожнее и люди начинают перешептываться о возможной победе Союзников, потому что «англо-американские войска уже достигли Руана». Поэтому по ходу фильма жизнь в комендатуре становится похожей на «пир во время чумы». А ведь история знает примеры людей, успешно «игравших на две команды». Получат ли герои медаль или им повяжут «столыпинский галстук»? Смотрите фильм и узнаете.
Настоящее произведение должно колоть. В «Лакомбе Люсьене» Луи Маль ткнул французов в их недавнее прошлое и заодно открыл миру талант Авроры Клеман и Пьера Блэйза. Однозначно рекомендую для просмотра.
Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/6084.html.