Найти в Дзене
Татьяна Катрич

Что стояло у истоков современных видеоигр?

Пожалуй, все началось в далеком 1947 году.

25 января 1947 двое американских физиков ( Томас Голдсмит-младший и Эстлом Рэем Манн) подали заявку на патент первого развлекательного аппарата. Называлось это устройство «Ракетный симулятор». Как же оно работало? Процессора данная машина не имела, управлялась аналоговыми цепями для управления ЭЛТ (осцилографами). Этими же цепями и выводилось изображение на экран. Так как технология была аналоговой, а не цифровой, «Ракетный симулятор» еще нельзя отнести к видеоиграм, зато к электронным -- можно.

В том же году Алан Тьюринг записывает алгоритм для игры в шахматы. Тогда еще не было такой ЭВМ, на которую можно было бы портировать данную программу, поэтому Тьюринг рассчитывал действия машины вручную. И это работало!

Алан Тьюринг
Алан Тьюринг

Сам Тьюринг не дожил до момента, когда смог бы поиграть в свою игру на компьютере, ибо совершил самоубийство.

Но его проект вдохновил очень многих на создание самых разных устройств. Например, 5 мая 1951 года была представлена машина для игры НИМ - Nimrod - которая могла играть как с человеком, так и сама с собой.

NIMROD
NIMROD

В 1952 году вышли «крестики-нолики» (OXO) и «шашки». В 1958 уже вышла игра «Tennis for two» от Уильяма Хигинботама. Вообще игры в 50-ых были призваны показать, что наука может не только работать на военный сектор, но и менять жизнь к лучшему.

OXO
OXO

А вот в 60-ых создание компьютерных игр стало более нацеленным. В этот период появляется «Spacewar» (1962), которую написали студенты Массачусетского технологического института. Вообще компьютеры тогда в цене упали настолько, чтобы некоторые университеты могли позволить купить себе данную машину, а до общего пользования цена была слишком высока. Конечно, создатели видели в игре коммерческий интерес, только цена на компьютер не позволяла начать серийный выпуск игры. Поэтому ребята просто раздали код другим университетам, имеющим компьютер.

Spacewar
Spacewar

И тут нам интересен один человек, зовут его Нолан Бушнелл. Он очень-очень хотел совместить технологию компьютера с игровыми автоматами. А монетизировать это дело он решил как раз броском монетки как оплату за игровую сессию.

Но подобная идея осенила не только его. За аналогичный проект взялись Билл Питтс и Хью Так, называлась игра «Galaxy Game». Тоже с оплатой монеткой за игру. Затраты на создание аппарата не окупились не смотря на повышенный спрос.

Galaxy Game
Galaxy Game

Увидев неудачу своих предшественников, Бушнелл решил идти по другому пути. Он создает совместно с Тедом Дабни «Computer Space». Игру полностью переделали и вообще убрали из нее компьютерную составляющую, слишком уж высокой была цена производства.

Computer Space
Computer Space

Тем временем в начале тех же 60-ый некий Ральф Байер уже полностью продумал концепцию домашнего устройства для игр с ЭЛТ на экране. Прототип назывался «Brown Box». Но Байер очень долго не мог найти фирму, которая купила бы его технологию, и это продолжалось аж до начала 70-ых годов, пока его наработки не купила “Magnavox”. Соответственно, первая в мире коммерческая игровая домашняя приставка «Magnavox Odyssey» (1972) - детище и Байера, и компании “Magnavox”. Опять же, это не было игрой для ПК, это была консоль, подключенная к телевизору.

Magnavox Odyssey
Magnavox Odyssey

Вернемся к Бушнеллу и Дабни. Они основали в это время уже свою компанию, названную «Atari». Примерно тогда же Бушнелл и увидел презентацию «Magnavox Odyssey», на которой была «загружена» игра в теннис. Игра так понравилась Бушнеллу, что тот позвал своего нового сотрудника в “Atari”  - Эла Элкорна - описал увиденную консоль с игрой про теннис и попросил сделать что-то такое. Так родилась легендарная «Pong».

Pong
Pong

 Почему  “Pong” - легенда? Благодаря ей прославилась “Atari”, а еще эта игра была ПЕРВОЙ коммерчески успешной. Так зародилась игровая индустрия.

Продолжение следует.

Написано, опираясь на факты, взятые из монографии: "Видеоигры: Введение в исследования" (2018). Авторы: Ветушинский А.С., Салин А.С., Галанина Е.В., Самойлова Е.О., Шаев Ю.М., Акчелов Е.О., Галкин Д.В., Мойжес Л.В., Подвальный М.А., Батурин Д.А., Никитина К.С.