Найти тему

Грузия: Шида-Картли, ч.2 (Чачубети, Икви, Ркони, Павниси, Атени)

От Эртацминды наш путь лежал в отдаленные села Чачубети, где дома выстроены на сваях и сохранилась базилика IX-Xвв, и дальше в Ркони, куда непросто добраться даже на Дастере. В пешей доступности от села Ркони находятся два интересных объекта: церковь Икви и монастырь Ркони. Сначала мы отправились в Икви. Это менее двух километров пешком, но путь не слишком простой из-за затяжного подъема в начале пути и горной реки, которую нужно форсировать вброд. Но результат стоит затраченных усилий – стройная базилика XIв сохранила фрески того же периода (XI-XIIIвв). Для меня это были первые средневековые фрески Грузии, показавшиеся мне оттого еще более чудесными. Путь к монастырю Ркони немного длиннее, но несравнимо легче: удобная тропа идет вдоль берега небольшой горной речки по живописному лесу. Ркони – монастырь VIIв, состоящий из нескольких сооружений VII, XIII и XVIIвв. Неподалеку можно наблюдать остатки средневековой крепости, но самое интересное здесь – расположенный неподалеку живописный каменный мост XII-XIIIв, прекрасно выполняющий свою функцию и поныне.

 Храм Богоматери в с.Чачубети (IX-Xвв, пристройка XVI-XVIIвв).
Храм Богоматери в с.Чачубети (IX-Xвв, пристройка XVI-XVIIвв).
Рядом - старые надгробия.
Рядом - старые надгробия.
Преодолев подъемы и реку, подходим к церкви Икви.
Преодолев подъемы и реку, подходим к церкви Икви.
Тедзамское ущелье. Места здесь очень красивые.
Тедзамское ущелье. Места здесь очень красивые.
Дорога до церкви Икве (XIIIв) непроста, но результат того стоит - у церкви удивительно удачные пропорции.
Дорога до церкви Икве (XIIIв) непроста, но результат того стоит - у церкви удивительно удачные пропорции.
Фрески XI-XIIIвв: Святые.
Фрески XI-XIIIвв: Святые.
История святого Георгия (?)
История святого Георгия (?)
Сюжет не распознала, но для своего времени фреска очень динамичная.
Сюжет не распознала, но для своего времени фреска очень динамичная.
Богородица, ангел и Христос.
Богородица, ангел и Христос.
Не знаю, кто все эти люди, но роспись хорошая.
Не знаю, кто все эти люди, но роспись хорошая.
Ркони  - типичная для Кавказа горная крепость. Вроде VIIв, но когда и кем  точно построена, хрен поймешь. Наверное, именно здесь прятались  монастырские насельники и жители деревни при набегах.
Ркони - типичная для Кавказа горная крепость. Вроде VIIв, но когда и кем точно построена, хрен поймешь. Наверное, именно здесь прятались монастырские насельники и жители деревни при набегах.
 Идти к монастырю придется по берегу красивой гроной реки Ркони.
Идти к монастырю придется по берегу красивой гроной реки Ркони.
По дороге попадаются интересные старые надгробия или какие-то декоративные плиты.
По дороге попадаются интересные старые надгробия или какие-то декоративные плиты.
В Ркони три церкви и часовня: колокольня XVIIв, базилика VIIв, две зальные церкви XIIIв.
В Ркони три церкви и часовня: колокольня XVIIв, базилика VIIв, две зальные церкви XIIIв.
Украшение потолка церкви XIIIв.
Украшение потолка церкви XIIIв.
Ее каменные рельефы, увенчанные головой барана.
Ее каменные рельефы, увенчанные головой барана.
Рядом руины еще одной старой крепости.
Рядом руины еще одной старой крепости.
 А чуть поодаль - мост XII-XIIIвв, по которому до сих пор можно перейти на другой берег.
А чуть поодаль - мост XII-XIIIвв, по которому до сих пор можно перейти на другой берег.
Т.Н. "мост царицы Тамары" (XII-XIIIвв) через реку Тедзами.
Т.Н. "мост царицы Тамары" (XII-XIIIвв) через реку Тедзами.

Проведя в окрестностях Ркони несколько часов, направились в сторону Гори, где у нас был забронирован ночлег. По пути остановились у церкви св.Георгия в Павниси (Хв), которую нам тут же открыл невесть откуда взявшийся молодой человек с ключами - очень кстати: здесь сохранились остатки росписей X-XIIIвв. Надо сказать, что с попаданием внутрь церквей и прочих объектов в Грузии все обстоит достаточно хорошо – чаще всего у нас с этим не возникало никаких трудностей: главные храмы открыты всегда в урочное время, а в небольших сельских церквях часто рядом оказывался человек с ключами. Это особенно радует после вечных поисков ключей в наших широтах или подстраивания под обычно крайне неудобные часы открытия базилик в Италии.

Церковь св.Гергия в Павниси (Хв).
Церковь св.Гергия в Павниси (Хв).

Последним пунктом программы третьего дня стало посещение Атенского сиона – одного из самых знаменитых храмов Грузии, возведенного в начале VIIв мастером Тодосом. Сион стоит в конце одноименной деревни, которую мы проезжали довольно долго. Архитектура храма напоминает тетраконх собора в Джвари (VIв, напомню). На всех фасадах сохранились каменные рельефы. Главное сокровище Атени – фрески 1080г – широко известны (особенно, изображение архангела Гавриила), но рассматривать их сейчас крайне сложно из-за лесов, густо заполнивших внутреннее пространство храма. Я спросила у смотрителя (возникшего у дверей собора с ключами сразу при нашем появлении), когда закончится реставрация. Он ответил, что нескоро, ибо это не реставрация, а консервация. А значит, ждать придется, судя по всему, долго, до наступления лучших времен

Отсюда видны Кавказские горы.
Отсюда видны Кавказские горы.
Росписи апсиды неплохо сохранились - ведь это Х-XIIIвв.
Росписи апсиды неплохо сохранились - ведь это Х-XIIIвв.
Шествие святых в алтаре.
Шествие святых в алтаре.
Жены-мироносицы и ангел у гроба Господня.
Жены-мироносицы и ангел у гроба Господня.
Святые воины.
Святые воины.
Атенский сион  (нач.VIIв).
Атенский сион  (нач.VIIв).
Он же поближе. Атени сейчас законсервирован, чем это грозит туристам, см. далее.
Он же поближе. Атени сейчас законсервирован, чем это грозит туристам, см. далее.
Рельефы фасадов: сцены охоты
Рельефы фасадов: сцены охоты
-29
-30
Люди и звери
Люди и звери
Олени над порталом.
Олени над порталом.
Фрески Атени (1080г) прекрасны, но рассматривать их очень сложно из-за густо настеленных лесов - собор на консервации.
Фрески Атени (1080г) прекрасны, но рассматривать их очень сложно из-за густо настеленных лесов - собор на консервации.
И снова святые.
И снова святые.
 Росписи апсиды неплохо сохранились - ведь это Х-XIIIвв.
Росписи апсиды неплохо сохранились - ведь это Х-XIIIвв.
Богородица в приближении.
Богородица в приближении.
 Святой  Николай. Некоторая закопченность росписей - это еще с XVIIв осталась,  когда шах АббасI устроил здесь пожар. Но есть ли в Грузии место, которое  не разорял в свое время вездесущий шах Аббас!
Святой Николай. Некоторая закопченность росписей - это еще с XVIIв осталась, когда шах АббасI устроил здесь пожар. Но есть ли в Грузии место, которое не разорял в свое время вездесущий шах Аббас!
Вот что еще удалось сфотографировать в апсиде.
Вот что еще удалось сфотографировать в апсиде.
Сон Иосифа (фрагмент фрески).
Сон Иосифа (фрагмент фрески).
Где-то  среди фресок Атени есть портрет грузинского царя Баграта IV  (1027-1072гг), его сына Георгия II и т.д. Возможно, это тоже кто-то из  грузинских царей династии Багратидов - творцов и правителей Золотого  века Грузии.
Где-то среди фресок Атени есть портрет грузинского царя Баграта IV (1027-1072гг), его сына Георгия II и т.д. Возможно, это тоже кто-то из грузинских царей династии Багратидов - творцов и правителей Золотого века Грузии.

Из Атени рукой подать до Гори, куда мы приехали на закате. Здесь с нами случился один из самых неприятных эпизодов за всю поездку – наш гостевой дом оказался наглухо закрыт, хозяин по телефону отвечал что-то невнятное, гонял нас по всему кварталу, а потом и вовсе выключил телефон (видимо, чтобы мы не мешали ему отдыхать после Пасхи). В. предложил просто поездить по центральным улицам и поискать гостиницу. К счастью, Гори – город немаленький, так что долго искать не пришлось. В итоге мы остановились в гостинице в самом центре города, поужинали в каком-то дурацком пафосном заведении (все остальные были закрыты по поводу Пасхи) и пошли спать. Но с тех пор любая малейшая непонятка с ночлегом (а ночевали мы каждый раз в новом месте, так что поводов хватало) вызывала у нас панические настроения и желание все переподтвердить по несколько раз. Но, слава Богу, ничего подобного до конца нашего пребывания в Грузии более не повторилось.