Найти тему
Интересная фантастика

«Основание" Айзека Азимова. Грандиозная научно-фантастическая эпопея.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня поговорим о фантастике «классической», повествующей о безбрежных космических пространствах, отважных и целеустремленных людях, осваивающих далекие миры, блестящих звёздных империях и столкновениях могущественных сил. Короче, о всем том, что мы любим в фантастике двадцатого столетия.

Айзек Азимов не самый мой любимый автор нашего жанра. Но, это определённо фантаст, к которому подходят такие определения как: «корифей», «мастер», «основоположник» и т.д. и т.п. Примерно тоже самое, можно отнести к его космическому циклу «Основание». В свое время его называли «лучшая фантастическая серия всех времен и народов». Много лет уже прошло с тех пор. По сравнению с космическими циклами Коула и Банча, Л. М. Буджолд, Д. Симмонса, П. Гамильтона, А. Ливадного и многих других, азимовское «Основание» уже не смотрится так глобально и шедеврально, местами даже немного наивно. Но, даже и по современным меркам, это все еще очень достойная фантастика. Некоторые романы цикла и сейчас читаются на одном дыхании.

Айзек Азимов (1920 - 1992 ). Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс.картинки
Айзек Азимов (1920 - 1992 ). Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс.картинки

Обычно, когда делают обзоры азимовской саги, подают сюжет не в хронологическом порядке Вселенной «Основания», а исходя из времени написания книг автором. Начинают с самого «Основания», как первоначальной серии из трех книг. Затем переходят к трилогии о Галактической Империи. Далее, о том, как фантаст связал два цикла единой канвой и о поздних романах цикла.

Я же решил рассказать о мире Вселенной «Основания», как единой цельной истории от выхода землян в космос до расцвета Второго Основания.

Итак, грандиозная эпопея начинается с открытием технологий освоения космического пространства. Люди осваивают несколько десятков планет, но затем колонизация застопоривается. Земля имеет все меньше и меньше ресурсов для освоения космоса. Огромную роль играет перенаселение. В конечном итоге побеждают изоляционисты. С течением времени, люди на Земле вынуждены уйти в огромные купола, накрывающие многомиллионные мегаполисы, с искусственной едой и климатом.

Первоначальные колонии людей избирают иной путь. Развитие робототехники и прочих технологий приводят к комфорту, победе над бедностью, болезнями, увеличению срока жизни. На планетах космической ветви человечества (спейсеров) мало людей, все в достатке, технологии развиты, люди живут несколько столетий. Однако, есть и минусы. Происходит застой культуры, прекращается космическая экспансия.

К этому времени относится трилогия «Стальные пещеры». Главные герои этих романов, земной детектив Илайдж Бейли и спейсерский человекоподобный робот Р. Дэниэл Оливо вынуждены расследовать несколько преступлений, которые имеют политическую подоплеку. Неплохо закрученный детективный сюжет, атмосфера земной культуры «стальных пещер» (городов под куполами) и спейсерских миров, знаменитые три закона робототехники, органично сплетаются в этих книгах. При всем моем прохладном отношении к творчеству А. Азимова, это просто великолепные романы, всем рекомендую.

-2

Илайдж Бейли - первый из землян преодолел агорафобию и изоляционизм. Из простого полицейского детектива он стал своего рода мессией – новым Моисеем увядающего земного человечества. Он повел его к звездам.

Земляне со своего перенаселённого шарика ринулись в космос, расселяясь по Галактике. Пытаясь их остановить, лидер самой сильной планеты спейсерского человечества - Аврора, доктор Келден Амадейро задумал погубить Землю. Против его козней выступают правнук Илайджа Бейли – Дэниэл Жискар Бейли, аврорианка Глэдия (она помнила еще самого Илайджа, аврориане долгожители) и роботы Р.Дэниэл Оливо и Жискар Ривентлов. Эти события описаны в романе «Роботы и Империя»

-3

Следующие три романа цикла – «Космические течения», «Звезды как пыль», «Камешек в небе» относятся к событиям через многие века. Спейсерская культура пала, статичная и малолюдная – она была обречена. Потомки землян «стальных пещер» расселились по Галактике и образовали множество планет и звёздных государств. В центре Галактики, планета Трантор стала доминировать в своем секторе пространства и подминать по себя соседей. Именно на фоне роста Транторианской империи происходят события этих романов. Очень и очень крепкие произведения, может и не шедевры, но хорошие образцы фантастики космической. Тоже рекомендую.

Сборник, включающий все три романа
Сборник, включающий все три романа

Соберусь как-нибудь с духом и сделаю отдельные обзоры романов «стальных пещер» и транторианского цикла.

Прошли тысячелетия. Трантор стал единственным государством Галактики, он подмял под себя все человечество. Империя, управляющая невообразимыми космическими пространствами, была не самым плохим полтическим образованием. По форме правления - скорее конституционная монархия, где у императора были не такие уж большие права. К тому же, огромные пространства и тысячи планет, делали централизацию невозможной. В империи были большие политические права и автономия у отдельных планет.

Некто, ученый Гэри Сэлдон, создает научное направление «психоистория». Он предсказывает падение Трантора и крах цивилизации в Галактике. Сэлдон учреждает Основание (в иных переводах Фонд, Академия), которое призвано сохранить знания в Галактике и после краха цивилизации восстановит Вторую Империю. Основание располагается на одной планете, на краю Галактики.

Ну а чтобы План Селдона был застрахован от случайных сбоев, на противоположной стороне Галактике учреждается Второе Основание. Если движущими силами Основания стали технология и точные науки, то Второе Основание зиждется на социальных науках и способах контроля и управления над человечеством, ментальными технологиями.

Вокруг Первого и Второго Основания, Плана Селдона, деградации и падения Трантора, строятся события романов этой части Вселенной Азимова. И эта часть эпопеи, лично для меня, выглядит значительно слабее. Схематичные и догматичные изложения событий в романах, гигантизм и опускание деталей мира будущего (а ведь именно они - детальная проработка фантастического мира и героев, делают фантастику уникальной), местами наивность – вот за что, мне Основание не очень по душе. Единственное, что несколько оживляет эту часть эпопеи, введение в сюжет гениального мутанта Мула – рушащего планы Основания.

Опять немного своего мнения. Лучшими из этой части цикла я считаю поздние работы Азимова – «Прелюдия к Основанию» (1982) и «Основание и Земля» (1986). Всего Азимов создал семь романов про Основание. Перечислять все их названия не вижу смысла, в сети все это есть.

-5

На этом все. Читайте фантастику.

Подписывайте на мою группу Вконтакте. Еще больше материалов о фантастике: книги, фильмы, клипы. Материалы о космосе и освоении космического пространства. Музыка и др.