Днепропетровский метрополитен можно считать то ли последним советским (заложен в 1982 году и на 90% был построен при Союзе), то ли первым постсоветским - он открылся для пассажиров в 1995-м году, и строился по стандартной советской схеме "от главного завода через вокзал к центру". На момент запуска первой очереди из 6 станций длиной 7,1 километров это был самый короткий метрополитен в мире, но мировое метростроение не стоит на месте, и ниже Днепрометро по списку регулярно появляются какие-то новые системы в Азии и Европе, вскоре разрастающиеся до куда больших размеров.
С момента открытия третье по счёту метро Украины оно ни разу не расширялось, станции второй очереди в процессе строительства уже более 34 лет, власти то планируют затопить недостроенный участок, то заключают контракты с каким-нибудь подрядчиком (последний - турецкая компания "Лимак"), и пожалуй многострадальнее Днепропетровского метро может быть только экзистенциальное Омское с его единственной станцией. Даже в Днепропетровской области этот метрополитен не единственный, не крупнейший и не первый - ведь есть ещё метротрамвай в Кривом Роге.
Единственная линия имеет собственно название Центрально-Заводская, и уходит от вокзала на запад. Осмотреть её мне удалось лишь в два приёма - в 2009 на середине помешал один эпизод, который тогда казался мне опасным, а сейчас- скорее смешным: диалог с бдительным, но очень нервным гражданином, похожим на отставного мента, я пересказывал в старом посте.
Первая станция - "Вокзальная", на кадре выше коридоры её вестибюля, использующегося в основном как подземный переход у привокзальной площади. Расположена она, прямо скажем, не очень удобно - вроде и между вокзалом и автовокзалом, но от каждого по несколько сотен метров.
Вниз сразу уводит длинный эскалатор: Днепрометро интересно тем, что оно самое глубокое из советских "малых метрополитенов", что вкупе с небольшим пассажиропотоком делает его и самым убыточным. "Вокзальная" лежит на глубине 35 метров:
Конструкция станции - что-то среднее между пилонной и колонной. Платформы днепропетровских станций довольно длинные, больше 100 метров, и первые несколько лет по ним ходили 5-вагонные поезда, вскоре сменившие 2-3-вагонными. Здесь и интервалы самые больше в постсоветских метрополитенах - от 7 до 20 минут, но они оправданы - хотя сами станции пустынны, в вагонах часто бывает негде сесть:
В торце - памятная доска метростроевцам. Проектировали Днепрометро в Харькове с его разветвлённой системой и собственной школой метростроения:
Поэтому здешний метрополитен, конечно же, не мог обойтись без станций сводчатого типа. Другое дело, что харьковские односводы - все мелкого заложения, глубокие сводчатые станции лучше всего умелить строить в Ленинграде, но - с расчётом на болотные грунты. Здесь же прижился и вовсе редкий тип "тбилисского односвода" глубокого заложения в скальных грунтах. Изначально станции были задуманы разнообразными и красивыми, но не успели закончить до распада СССР лишь отделку, и чтобы хоть как-то открыть метро, на ней и решили сэкономить.
Так что теперь главная "фишка" Днепропеметро - это 4 одинаковые станции сурового индустриального облика, отличающимися лишь цветом и мелкими деталями.
"Метростроевцев" ("Метробудивникив") под Дворцом Ильича и площадью Металлургов, на глубине 40м - красная:
"Металлургов" на глубине 55 метров у той странной площади Понимания - жёлтая:
"Заводская" на 60-метровой глубине (самая глубокая в экс-СССР за пределами Москвы, Петербурга и Киева) - синяя:
"Проспект Свободы" на глубине 40м - зелёная:
И единственная станция мелкого заложения - конечная "Покровская" просто донельзя харьковского облика, до 2015 "Коммунаровская". Жилмассивы над ней стоят как раз на месте основанного казаками в 1650-м Нового Кайдака, от котором ныне напоминают лишь памятные знаки, но выходил я из метро на этой станции лишь когда она была "Коммунаровская", на импровизированный допрос с тем бдительным ментом-в-отставке. Фотографировать в метро, тем не менее, служащие до сих пор запрещают (не знаю, официально или фактически), и даже мобильной связи нет, хотя сказать, что время в Днепрометро уж совсем остановилось тоже нельзя - в 2015-м сюда провели вай-фай.
В общем, дай бог чтобы турки из "Лимака" вкупе с хвалёным "сохранением налоговых поступлений на местах с августа-2016" не подвели, и линия продлилась от "Вокзальной" и в другую сторону. Проектные рисунки "Театральной", "Центральной" и "Музейной" есть здесь, хоть и сдаётся мне, что если их достроят - оформлены они будут в патриотическом духе.