Молодой, но уже вполне опытный режиссер Клим Шипенко потряс российский кинематограф осенью этого года, когда в кинотеатрах вышел его фильм "Текст". Кажется, эту картину не обсуждал только ленивый. Большинство разговоров крутилось вокруг Кристины Асмус и ее совместной сцены с Иваном Янковским. Однако нашлось немало зрителей, отметивших, что такие фильмы, как "Текст", возвращают веру в отечественное кино.
Не прошло и двух месяцев, как в кинотеатрах появился новый фильм Шипенко. На этот раз Клим попробовал себя в жанре комедии и представил на зрительский суд картину под названием "Холоп". Сюжет фильма сосредоточен вокруг избалованного мажора Гриши, привыкшего, что деньгами он может решить все свои проблемы. Чтобы хоть как-то образумить теряющего человечность разгильдяя, его отец решился на крайние меры: вдали от Москвы он построил целую деревню в стилистике XIX века и с помощью нанятых актеров убедил парня, что тот перенесся в прошлое и стал простым крепостным.
"Холоп", вышедший перед главным всероссийским праздником, позиционируется, как отличная новогодняя комедия. Если честно, по факту это лишь рекламный ход. К Новому году фильм Клима Шипенко не имеет никакого отношения. Его действие и вовсе разворачивается жарким летом. С этой точки зрения вышедший в то же самое время "Союз спасения" является куда более праздничным - там герои хотя бы отстаивают свои революционные идеи в декабрьских пейзажах.
Тем не менее, "Холоп" ничуть не страдает от отсутствия связи с новогодней тематикой. В последние годы кинотеатры настолько пресытились "Елками", что я вообще не против отдохнуть от новогодних фильмов. К тому же в этом году парой недель ранее уже вышел праздничный "Полицейский с Рублевки" - его оказалось вполне достаточно.
Со своей главной задачей - рассмешить и создать праздничное настроение - "Холоп" справляется куда лучше "Елок", упомянутых выше. Это действительно очень атмосферное кино, надолго зарядившее меня и мою девушку позитивом. Фильм длится 109 минут - вполне достойный хронометраж для комедии. За это время создатели успели проработать образ не только главного героя, но и остальных персонажей, с которыми ему предстоит познакомиться. Лично я проникся симпатией к большинству героев, появлявшихся на экране, и следил за их злоключениями с неподдельным интересом.
Понравилось мне и то, что при работе над этим фильмом Шипенко отказался от "замыленных" лиц. Было бы логично ожидать в главной роли Александра Петрова, только что блистательно отыгравшего у Клима в "Тексте". Однако в "Холопе" обошлось без него, и это к лучшему. Главная роль в комедии досталась сербскому актеру Милошу Биковичу, который уже давно покоряет российский кинематограф. И покоряет, надо сказать, довольно успешно: перед "Холопом" в кинотеатре традиционно крутили трейлеры грядущих новинок. Из этих анонсов стало ясно, что в самом начале 2020-го в свет выйдет еще два фильма с Биковичем - "Кома" и "Отель Белград". Кажется, у Петрова появилась серьезная конкуренция.
Главную женскую роль в "Холопе" исполнила Александра Бортич, и мне, наконец-то, есть, за что ее похвалить. Я уже неоднократно писал, что Саша провалила 2019-й год, сосредоточившись на личной жизни. Фильмы с ее участием - "Миллиард" и "Любовницы" - были провальными, из "Полицейского с Рублевки" Саша была убрана после ухода из сериала ее экранного брата (Петрова). Но "Холоп" стал лучом света в этом темном царстве. Уверен, что уходящий год Саша будет вспоминать именно по фильму Клима Шипенко.
Впервые со времен "Я худею" Бортич играет на экране, а не просто демонстрирует саму себя - грубоватую пацанку, старательно скрывающую свое доброе сердце. Ее Лиза совершенно непохожа на прежние образы актрисы. Это умная и вполне самодостаточная девушка, любящая лошадей. Она принадлежит к числу тех немногих, кто верит, что Гриша еще может исправиться, и становится его единственной поддержкой в тяжелой жизни крепостного крестьянина.
Второстепенные роли в фильме исполнили Иван Охлобыстин, Александр Самойленко, Мария Миронова, Ольга Дибцева, Кирилл Нагиев. Для каждого из них Шипенко смог найти в сюжете подходящее место. О чем уж тут говорить, когда даже "Охлобыстин" смотрится в "Холопе" настолько убедительно, что даже не напоминает доктора Быкова. Такого с ним не случалось уже очень давно.
Так как это комедия, главное, что должен оценить каждый рецензент - юмор. И с данной составляющей у "Холопа" полный порядок. Герои в нем шутят много и в большинстве случаев удачно. Если первые минут 20 я еще относился к происходящему довольно скептично, то затем заметил, что улыбка практически перестала сходить с моих губ. Юмор в комедии очень разнообразный: это и ситуационные зарисовки, и яркие разговорные шутки на разные темы от интеллектуальных особенностей главного героя до "Игры престолов".
Не хочу говорить, что "Холоп" - идеальное кино. Это было бы такой же ложью, как слова о том, что это главная новогодняя комедия 2019-го года. У "Холопа" есть определенные недостатки, сюжетные недоработки и моменты, которые можно было раскрутить еще круче. Но при просмотре и сразу после его окончания совсем не хочется думать об этих недочетах. Хочется лишь улыбаться и радоваться тому, что не разочаровался в жанре российских комедий и дал этому замечательному фильму заслуженный шанс.
Я бы поставил "Холопу" 8/10. Мою девушку он впечатлил еще сильнее - она остановилась на "девятке". Всем, кто думает, на что сходить в кино в новогодние праздники, я смело рекомендую этот новый фильм Клима Шипенко. Дайте отечественному кинематографу еще один шанс - на этот раз он вас не подведет.
Достойно проводив в плане кино 2019-й год, очень хочу верить, что также достойно я смогу встретить и 2020-й. Уже 1-го января отправлюсь в кинотеатр, чтобы оценить "Вторжение" Федора Бондарчука, и надеюсь, что удастся получить от него такие же позитивные эмоции.