Наше большое грузинское путешествие началось и закончилось в Тбилиси, потому логично будет начать рассказ именно со столицы страны.
Тбилиси – большой город не только по меркам Грузии: в нем проживает более 1 млн. человек (при этом население всей страны – 3,7 млн. человек!). Здесь нет особых древностей, которыми так славится Грузия (по причине разорения города персами в 1795г, о котором речь пойдет ниже), но в XIX-XXвв город пережил подлинный расцвет во многих сферах жизни, так что застройка имперского периода здесь поистине великолепна. Многое сохранилось до наших дней и, несмотря на некоторую обветшалость и неухоженность (а может, и благодаря им), придает городу неповторимый колоритный облик. Первый день поездки выпал на Великую Субботу, которая в Грузии также считается нерабочим днем. Потому, во избежание разочарований, от идеи посетить музеи в этот день пришлось отказаться. Но и кроме музеев здесь есть чем заняться.
Гуляя по Тбилиси, следует помнить, что в 1795 году город подвергся разорению персидской армией Ага-Мохамед-хана Каджара, после которого он практически превратился в руины (это было последнее разорение Грузии со стороны мусульманских соседей перед тем как она окончательно вошла в состав Российской империи).
Мы начали нашу прогулку по городу с района Авлабари, где прямо у одноименной станции метро стоит армянская новая церковь Святого Георгия (Сурб Геворк) XIXв постройки. В двух шагах отсюда находится улица Винный спуск, на которой можно посмотреть небольшой дворец царицы Дареджан (1776г) - жены грузинского царя Ираклия II. Отсюда легкодостижима одна из известнейших церквей Тбилиси – Успения (Метехи), выстроенная в 1278-1284гг грузинским царем Деметром II. По легенде, Тбилиси был заложен на этом месте в Vв грузинским царем Вахтангом Горгасали, который излечился от хворей, искупавшись в местных целебных источниках. Конный памятник царю Вахтангу установлен рядом. На противоположном берегу Куры находятся те самые минеральные источники, а рядом с ними - обширный комплекс серных бань (XVII-XIXвв), изуверскую процедуру мытья в которых описывал еще Пушкин. Чуть выше расположен мусульманский квартал с мечетью сер. XIXв постройки.
К набережной примыкает площадь Татарский Майдан над которой расположился образцовый отреставрированный район Старый Тбилиси, а еще выше почти на самой вершине горы – крепость Нарикала, к которой при желании можно подняться на фуникулере (чего мы в силу недостатка времени делать не стали).
В глубину квартала стоит зайти ради посещения армянской церкви Сурб Геворк (старой, 1248г постройки), на территории которой похоронен погибший при нашествии персов в 1795 году армянский поэт Саят-Нова, а также ради невнятной с первого взгляда громадины очень древнего зароастрийского храма Атешга (возведен во время персидского завоевания VIв - правда, во время турецкого владычества здесь была построена мечеть, и что тут осталось от мусульман, а что от огнепоклонников, непонятно). Также можно заглянуть в Вифлиемские церкви (1740г - нижняя церковь Богоматери Вифлиемской, 1868г - нижний храм святого Стефана), где мы застали крестный ход по поводу Великой Субботы.
От церквей начинается живописнейший район Клдисубани, поразивший нас обилием замечательных традиционных тбилисских домов с резными деревянными балконами, интересных построек в стиле модерн, а также плачевнейшим их состоянием – такое впечатление, что район пребывает в стадии сноса.
Спустившись вниз, вновь отправились в самый центр туристического Тбилиси – началу улицы Шардени. Неподалеку отсюда находится собор Сиони – храм 1710г постройки (престроен в нач.XIXв), где можно увидеть росписи середины XIXв, выполненные Г.Гагариным, а также интересную церковную живопись 1980-х гг авторства Левана Цуцкиридзе.