Найти тему

Тбилиси (ч.1): Авлабари, Старый город, Клдисубани, ул. Шардени

Наше большое грузинское путешествие началось и закончилось в Тбилиси, потому логично будет начать рассказ именно со столицы страны.
Тбилиси – большой город не только по меркам Грузии: в нем проживает более 1 млн. человек (при этом население всей страны – 3,7 млн. человек!). Здесь нет особых древностей, которыми так славится Грузия (по причине разорения города персами в 1795г, о котором речь пойдет ниже), но в XIX-XXвв город пережил подлинный расцвет во многих сферах жизни, так что застройка имперского периода здесь поистине великолепна. Многое сохранилось до наших дней и, несмотря на некоторую обветшалость и неухоженность (а может, и благодаря им), придает городу неповторимый колоритный облик. Первый день поездки выпал на Великую Субботу, которая в Грузии также считается нерабочим днем. Потому, во избежание разочарований, от идеи посетить музеи в этот день пришлось отказаться. Но и кроме музеев здесь есть чем заняться.
Гуляя по Тбилиси, следует помнить, что в 1795 году город подвергся разорению персидской армией Ага-Мохамед-хана Каджара, после которого он практически превратился в руины (это было последнее разорение Грузии со стороны мусульманских соседей перед тем как она окончательно вошла в состав Российской империи).

Мы начали нашу прогулку по городу с района Авлабари, где прямо у одноименной станции метро стоит армянская новая церковь Святого Георгия (Сурб Геворк) XIXв постройки. В двух шагах отсюда находится улица Винный спуск, на которой можно посмотреть небольшой дворец царицы Дареджан (1776г) - жены грузинского царя Ираклия II. Отсюда легкодостижима одна из известнейших церквей Тбилиси – Успения (Метехи), выстроенная в 1278-1284гг грузинским царем Деметром II. По легенде, Тбилиси был заложен на этом месте в Vв грузинским царем Вахтангом Горгасали, который излечился от хворей, искупавшись в местных целебных источниках. Конный памятник царю Вахтангу установлен рядом. На противоположном берегу Куры находятся те самые минеральные источники, а рядом с ними - обширный комплекс серных бань (XVII-XIXвв), изуверскую процедуру мытья в которых описывал еще Пушкин. Чуть выше расположен мусульманский квартал с мечетью сер. XIXв постройки.

К набережной примыкает площадь Татарский Майдан над которой расположился образцовый отреставрированный район Старый Тбилиси, а еще выше почти на самой вершине горы – крепость Нарикала, к которой при желании можно подняться на фуникулере (чего мы в силу недостатка времени делать не стали).

В глубину квартала стоит зайти ради посещения армянской церкви Сурб Геворк (старой, 1248г постройки), на территории которой похоронен погибший при нашествии персов в 1795 году армянский поэт Саят-Нова, а также ради невнятной с первого взгляда громадины очень древнего зароастрийского храма Атешга (возведен во время персидского завоевания VIв - правда, во время турецкого владычества здесь была построена мечеть, и что тут осталось от мусульман, а что от огнепоклонников, непонятно). Также можно заглянуть в Вифлиемские церкви (1740г - нижняя церковь Богоматери Вифлиемской, 1868г - нижний храм святого Стефана), где мы застали крестный ход по поводу Великой Субботы.

От церквей начинается живописнейший район Клдисубани, поразивший нас обилием замечательных традиционных тбилисских домов с резными деревянными балконами, интересных построек в стиле модерн, а также плачевнейшим их состоянием – такое впечатление, что район пребывает в стадии сноса.

Спустившись вниз, вновь отправились в самый центр туристического Тбилиси – началу улицы Шардени. Неподалеку отсюда находится собор Сиони – храм 1710г постройки (престроен в нач.XIXв), где можно увидеть росписи середины XIXв, выполненные Г.Гагариным, а также интересную церковную живопись 1980-х гг авторства Левана Цуцкиридзе.

 Винный спуск. Терраса дворца Сачино (1776г), принадлежавшего царице Дареджан.
Винный спуск. Терраса дворца Сачино (1776г), принадлежавшего царице Дареджан.
 А вот и сам дворец - весьма скромный, надо сказать.
А вот и сам дворец - весьма скромный, надо сказать.
Собор  Цминда Самеба (Святой Троицы) - самый большой храм Грузии и свирепый  новодел. Мы туда не ходили, лишь издалека сделали фото.
Собор Цминда Самеба (Святой Троицы) - самый большой храм Грузии и свирепый новодел. Мы туда не ходили, лишь издалека сделали фото.
Церковь  Метехи (1278-1284гг), справа от нее - площадь Татарский Мейдан, над ней  - крепость Нирикала, которую, видимо, заложили еще при Вахтанге  Горгсали в Vв, но потом достаривали и перестраивали вплоть до конца  XVIIIв.
Церковь Метехи (1278-1284гг), справа от нее - площадь Татарский Мейдан, над ней - крепость Нирикала, которую, видимо, заложили еще при Вахтанге Горгсали в Vв, но потом достаривали и перестраивали вплоть до конца XVIIIв.
Вид на парк Рике, разбитый во время президентства Саакашвили.
Вид на парк Рике, разбитый во время президентства Саакашвили.
В  парке среди многочисленных флагов Грузии и ЕС видны дворец Юстиции (с  белыми куполами, таких по всей Грузии понастроено), подземный паркинг,  какие-то стеклянные сооружения (говорят, прежний президент к  "стекляшкам" питал слабость) и гигантские трубы недостроенного Дома  музыки. Все это, наверняка, несет какую-то смысловую нагрузку, но мне  недосуг было во всем этом разбираться - в сам парк мы не ходили.
В парке среди многочисленных флагов Грузии и ЕС видны дворец Юстиции (с белыми куполами, таких по всей Грузии понастроено), подземный паркинг, какие-то стеклянные сооружения (говорят, прежний президент к "стекляшкам" питал слабость) и гигантские трубы недостроенного Дома музыки. Все это, наверняка, несет какую-то смысловую нагрузку, но мне недосуг было во всем этом разбираться - в сам парк мы не ходили.
Мост  Мира даже неплох сам по себе, но ИМХО выглядит здесь как вставная  челюсть. Да еще и с искусственным зубом высоченной стекляшки слева.
Мост Мира даже неплох сам по себе, но ИМХО выглядит здесь как вставная челюсть. Да еще и с искусственным зубом высоченной стекляшки слева.
Конный памятник основателю города Вахтангу Горгасали (1961г) смотрит на районы Кала и Клдисубани.
Конный памятник основателю города Вахтангу Горгасали (1961г) смотрит на районы Кала и Клдисубани.
Вид на комплекс Метехи с другого берега Куры (котрую грузины называют Мтквари).
Вид на комплекс Метехи с другого берега Куры (котрую грузины называют Мтквари).
В  комплекс Метехи входит также миниатюрная церковь Або Тбилисского -  арабского мученика-христианина VIIIв. Здесь же хороший вид на район  Сололаки.
В комплекс Метехи входит также миниатюрная церковь Або Тбилисского - арабского мученика-христианина VIIIв. Здесь же хороший вид на район Сололаки.
Изображение святого Або есть снаружи.
Изображение святого Або есть снаружи.
Серные бани в квартале Абанотубани (XVII-XIXвв).
Серные бани в квартале Абанотубани (XVII-XIXвв).
Слева  - Пестрая (или Орбелианская) баня, где парились и Пушкин, и Александр  Дюма. Внизу - те самые серные источники. Над банями - мечеть сер.XIXв.
Слева - Пестрая (или Орбелианская) баня, где парились и Пушкин, и Александр Дюма. Внизу - те самые серные источники. Над банями - мечеть сер.XIXв.
Армянская церковь Сурб-Геворк (старая, 1248г, многократно перестраивалась).
Армянская церковь Сурб-Геворк (старая, 1248г, многократно перестраивалась).
-15
Росписи и иконы здесь нестарые - XIXв, наверное.
Росписи и иконы здесь нестарые - XIXв, наверное.
Могила армянского поэта Саят-Новы, погибшего во время нашествия персов в 1795г.
Могила армянского поэта Саят-Новы, погибшего во время нашествия персов в 1795г.
Район Кала изрядно отпидорен и выглядит очень нарядно.
Район Кала изрядно отпидорен и выглядит очень нарядно.
Это невнятное сооружение путеводитель именует храмом огнепоклонников Атешга (VIв). Поверим ему на слово.
Это невнятное сооружение путеводитель именует храмом огнепоклонников Атешга (VIв). Поверим ему на слово.
Верхняя Вифлиемская церковь (1740г) некогда тоже была армянской (вообще, армян в Тбилиси всегда было очень много).
Верхняя Вифлиемская церковь (1740г) некогда тоже была армянской (вообще, армян в Тбилиси всегда было очень много).
Здесь мы наблюдали какой-то крестный ход по поводу Великой Субботы.
Здесь мы наблюдали какой-то крестный ход по поводу Великой Субботы.
Нижняя Вифлиемская церковь Святого Стефана (1868г) была закрыта.
Нижняя Вифлиемская церковь Святого Стефана (1868г) была закрыта.
Мать Грузия (1958г) встречает гостей города вином и мечем.
Мать Грузия (1958г) встречает гостей города вином и мечем.
Входим в район Клдисубани.
Входим в район Клдисубани.
Сначала все выглядит неплохо.
Сначала все выглядит неплохо.
Сохранились старые решетки,...
Сохранились старые решетки,...
-27
и двери.
и двери.
А вот дома - похуже.
А вот дома - похуже.
Спиральные наружные лестницы столь же характерны для старого тбилиси, как и резные балконы.
Спиральные наружные лестницы столь же характерны для старого тбилиси, как и резные балконы.
Собор Сиони (нач.XIXв).
Собор Сиони (нач.XIXв).
Рядом - классицистическая колокольня XIXв.
Рядом - классицистическая колокольня XIXв.
Декор собора сер.XIXв.
Декор собора сер.XIXв.
Традиционно  в грузии используют вот такой крест Святой Нино, имеющий столь странную  форму по причине того, что он изначально был сделан из виноградной  лозы.
Традиционно в грузии используют вот такой крест Святой Нино, имеющий столь странную форму по причине того, что он изначально был сделан из виноградной лозы.
Росписи Г.Гагарина.
Росписи Г.Гагарина.
-36
-37
Интересные фрески Левана Цуцкиридзе (1980-е гг).
Интересные фрески Левана Цуцкиридзе (1980-е гг).
Манташевские торговые ряды
Манташевские торговые ряды
Манташевские торговые ряды (нач. ХХв).
Манташевские торговые ряды (нач. ХХв).
И их детали.
И их детали.
Напротив сидит тамада - увеличенная копия статуэтки VIII-VIIвв до н.э. из Вани.
Напротив сидит тамада - увеличенная копия статуэтки VIII-VIIвв до н.э. из Вани.
И еще один памятник - теперь Софико Чиаурели с некоторыми ее театральными образами.
И еще один памятник - теперь Софико Чиаурели с некоторыми ее театральными образами.
Такая фигурка украшает армянский караван-сарай 1818г постройки. Теперь задесь музей истории Тбилиси.
Такая фигурка украшает армянский караван-сарай 1818г постройки. Теперь задесь музей истории Тбилиси.
Удивительный памятник Сергею Параджанову по мотивам известной фотографии режиссера.
Удивительный памятник Сергею Параджанову по мотивам известной фотографии режиссера.