Найти тему
Первым делом самолёты

Концепцию однопилотного самолёта примеряют для CR929

В совместном российско-китайском проекте широкофюзеляжника CR929 обе стороны пришли к единому мнению, что к 2025-27 годам необходимо поднять самолёт в воздух. Сейчас, как никогда растёт спрос на эти машины, одному китайскому рынку требуется около 1200 таких пассажирских лайнеров. Ожидается, что в конкурентной борьбе с Боингами и Аэрбасами воздушное судно CR929 отвоюет свою долю и оттеснит своих противников. За 20 лет планируется создать около 800 штук этих ШФДМС.

Российско-китайское предприятие CRAIC сделало неожиданное заявление о том, что этому пассажирскому лайнеру нужен только один пилот и это подтвердил в своём интервью сотрудникам журнала "Горизонт" специалист по аэродинамике, возглавляющий научное отделение в ГСС Александр Долотовский. Он сказал:

"Я не открою тайны, если скажу, что мы активно думаем над концепцией однопилотной кабины экипажа. Думаем также над концепцией "пилот как навигатор", когда полёт выполняется полностью в автоматическом режиме, а пилот выполняет только наиболее трудоёмкую задачу, стоящую сейчас перед лётным экипажем - планирование полёта".

В настоящее время машина разрабатывается под двухпилотный экипаж, но по мере создания закона и готовности оборудования к 2030 году, эта концепция может воплотиться в жизнь, тем более, что базис для такого перехода закладывается уже сейчас.

"По крайней мере, базис мы закладываем для перехода на такую концепцию с минимальными техническими изменениями. Это реалистично к 2030 году. Сейчас взят очень серьёзный тренд на роботизацию процессов управления" - дополнил своё интервью Долотовский.

Конечно, внешний облик самолёта останется прежним, изменения буду видны только в кабине пилотов. Она получит совсем другое информационное поле, постепенно кабина лишится всех рычагов управления, но какое-то время они продолжат существовать, поскольку ручным управлением всё ещё будет возможно корректировать полёт. К тому времени изменятся пилотажные характеристики самолёта в сторону упрощения, что пилотировать самолёт сможет любой человек с минимальной лётной подготовкой.

Кабина пилотов CR929 - что будет с ней в будущем?
Кабина пилотов CR929 - что будет с ней в будущем?

Кажется совсем недавно катастрофа с SSJ 100 в Шереметьево показала, что в практике пилотирования лётным составом пассажирских лайнеров есть серьёзные упущения, пилоты не придают значения подготовке пилотирования в ручном режиме на самых ответственных этапах полёта - взлёта и посадки. Они отдают себя и жизнь пассажиров в руки бездушной автоматики, а железка она и есть железка, поэтому, кажется, что ручное управление будет существовать, не смотря на всё - всегда.