Найти тему
СберБизнес

Доктор на мониторе: как работают сервисы для поиска психологов

Оглавление

Где искать психолога, когда советы знакомых не помогают? Через приложение! За последние несколько лет в Рунете появилось онлайн-сервисы для ментального здоровья. Редакция «Своего дела» выяснила, кому нужен такой бизнес и удаётся ли предпринимателям зарабатывать

Alter: обогнать сарафанное радио

«Чтобы стать хорошим специалистом, каждому психологу необходимо пройти собственную психотерапию. Мне хотелось, чтобы она принесла результат, а не просто отходить нужные для сертификации часы», — вспоминает психолог Ольга Китаина, основатель онлайн-сервиса Alter.

Найти нужного специалиста ей удалось только с шестой попытки. «Тогда я впервые подумала: „Как же так, я с 17 лет нахожусь в сфере психологии, знаю многих коллег, но не могу отыскать того, с кем работа будет эффективной для меня. Что же делают другие люди вне нашей области?“» — рассказывает Ольга.

Её будущий бизнес-партнёр, программист IT-компании JetBrains Андрей Бреслав, также столкнулся с проблемой поиска специалиста, когда решил пойти на психотерапию:

«Мне захотелось рассказать людям, как им поможет психотерапия. Но я понял, что прежде всего они спросят, где найти того, с кем эффективно и безопасно работать»

По словам Андрея, в интернете можно найти множество людей, называющих себя психологами или психотерапевтами, но лишь немногие из них имеют квалификацию и соблюдают принципы профессиональной этики. Чтобы хотя бы отчасти решить проблему, он решил разработать сервис для поиска специалиста по ментальному здоровью. Бресла начал обсуждать проект со знакомыми из сферы психотерапии — и так встретился с Ольгой, которой эта идея понравилась.

Сначала партнёры вручную собрали базу терапевтов в виде таблички в Google Sheets. «Оля сверстала странички их профилей, я набросал в визуальном редакторе чат-бота для Фейсбука. Он задавал клиенту вопросы и на их основе предлагал нескольких терапевтов», — рассказывает Андрей. На это ушло примерно две недели.

Бота сначала показали знакомым, которые идею оценили и начали пользоваться продуктом. Но, несмотря на постоянные обновления, партнёры поняли: для серьёзного сервиса нужен собственный сайт. При разработке, по словам Ольги, они столкнулись со сложностью: в России нет качественных исследований рынка психологических услуг, на которые можно было бы опираться.

Сервис «Продвижение онлайн» поможет настроить таргетинги и самостоятельно провести рекламные кампании в поисковиках и соцсетях!

«Мы сами общались с психологами и клиентами. Хотелось сделать продукт не только эффективным, но и таким, каким люди хотели бы пользоваться. Чтобы понимали его преимущества», — делится она. На старте проекта основатели вкладывали личные средства. Называть сумму Китаина отказалась. Сейчас над сервисом работает команда из 25 человек.

Партнёры продвигают Alter разными способами. Например, Ольга использует личный блог в Инстаграме (сейчас там больше 23 тысяч подписчиков) и выступает на конференциях. Бреслав читает лекции. Сейчас он также записывает бесплатный онлайн-курс о том, что такое психотерапия и как отыскать специалиста. По подсчётам Китаиной, за два года работы Alter помог более 3000 клиентов найти своего психолога.

«По возрасту это в основном женщины 25–40 лет. 85 % клиентов — жители России, почти половина из них приходится на Москву и Петербург. Обращаются с очень разными запросами, но тревога, подавленность и проблемы в отношениях — самые популярные темы», — рассказывает предпринимательница. Alter зарабатывает на первом сеансе своих клиентов: после оплаты пациент получает всю необходимую контактную информацию и дальше взаимодействует со специалистом напрямую. Сервис берет комиссию в качестве посредника.

Читайте также

Мечта напрокат: кто зарабатывает на чужом желании жить красиво

По словам Китаиной, на момент запуска Alter российский рынок онлайн-сервисов был пуст:

«Ещё два года назад ничего, кроме каталога психологов и форума на портале b17, не было. Сейчас конкурентов стало больше»

По мнению Ольги, главный конкурент её бизнеса — сарафанное радио, так как большинство людей, нуждающихся в помощи психолога, ищут специалистов через знакомых. Но это не очень эффективный вариант, так как есть вероятность, что психолог не подойдёт, говорит Китаина. «У него может быть неподходящий метод и специализация, вам не понравится его манера говорить. Возможно, ваш друг — единственный, кому психолог помог. Наконец, вы можете по-разному понимать, что такое эффективная терапия», — объясняет Ольга.

По словам Китаиной, в 2019 году её проект достиг точки безубыточности. Назвать выручку она отказалась. «Мы знаем, что нужно вкладываться в рост качества и популярности нашего сервиса, поэтому прибыль сейчас — не главное», — заявляет предпринимательница.

YouTalk: психологический подряд

Зимой 2017 года создать свой онлайн-сервис решила клинический психолог Анна Крымская. Проект YouTalk она запустила вместе с партнёром — психологом Александрой Темляковой. На запуск Крымскую вдохновили аналогичные компании на Западе: TalkSpace, BetterHelp, 7Cups.

По её словам, стартап развивали практически без денег, на чистом энтузиазме: сайт запустили на бесплатной платформе, завели блог в Инстаграме (сейчас там 34 тысячи подписчиков), в качестве консультантов привлекли коллег.

Сейчас с сервисом работают 40 психологов разной специализации. «К нам обратилось уже более 2000 человек. В основном — женщины. Преимущественно из Москвы и Петербурга. Много русских эмигрантов, уехавших на ПМЖ в другие страны. Немало мам в декрете, молодых людей с загруженным графиком, представителей ЛГБТ-сообщества», — рассказывает Анна.

Большая часть пациентов приходят благодаря сарафанному радио. Для продвижения предпринимательницы также сотрудничают с блогерами: они пользуются сервисом, а позже делятся впечатлениями. С формированием клиентской базы в проекте появились пиарщик и маркетолог — они работают на аутсорсе.

1 % россиян

обращается к психотерапевту

66 % россиян

обращаются за помощью к родственникам

Источник: данные ВЦИОМ на декабрь 2018 года

По словам Анны, YouTalk отличается от конкурентов широким спектром услуг: это не только подбор психолога, но организация видео- и аудиосессий, переписки со специалистом. «В минус мы никогда не уходили, но большую часть того, что зарабатываем, инвестируем в развитие. Сайт нам ничего не стоил, он был сделан на бесплатной платформе Wix, потом вложили около 10 тысяч рублей на его доработку. В продвижение с момента запуска мы потратили 355 тысяч рублей», — перечисляет Крымская.

Сервис YouTalk работает по системе тарифов. Например, опция «Переписка» с психологом стоит 2500 рублей в неделю. Такая же цена установлена на общение по Skype. Если пациент приобретёт пакет этих услуг, они обойдутся ему в четыре тысячи рублей за неделю. Консультанты получают 50 процентов от каждой покупки. По словам Анны, они выступают в качестве подрядчиков сервиса. За октябрь 2019 года совокупная прибыль, полученная от одного клиента за время сотрудничества с ним (LTV), составила 6020 рублей, средний доход с одного пользователя (ARРU) — 4364 рубля. Выручка с момента запуска составила пять миллионов рублей.

В дальнейшем руководство YouTalk продолжит продвигать сервис в соцсетях и будет развивать ивент-маркетинг. «Мы участвуем в образовательных и просветительских мероприятиях, совместно с проектом „Живая библиотека“ организовали в Петербурге собственный фестиваль, посвящённый эмоциям. А ещё сами пишем статьи как о психологии, так и о бизнесе», — говорит Крымская.

«Ясно»: герметичная среда

Проект «Ясно» придумали в 2017 году сооснователь сети барбершопов Chop-Chop Данила Антоновский и Андрей Зайцев-Зотов, основатель сервиса для чтения книг по подписке Bookmate.

«Мы с Андреем давно друг друга знаем. Время от времени встречались и обсуждали какие-то идеи. Я тогда сильно увлёкся психотерапией, и нам обоим стало понятно, что нужно делать такой проект», — вспоминает Антоновский. Он отвечал за работу с терапевтами, Андрей — за техническую часть сервиса. Единственное, на что потратились партнёры, — разработка дизайна и юридическое оформление. Расходы составили около 400 тысяч рублей.

Антоновский решил заняться подбором специалистов, потому что к моменту запуска проекта он продолжительное время сам проходил терапию и учился по магистерской программе ВШЭ «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия». «Поэтому я представлял, как отличить хорошего терапевта от плохого, какие требования предъявлять на входе, какие вопросы задавать на собеседовании и так далее», — объясняет Данила.

По его словам, на подбор терапевтов ушёл первый год работы проекта. Действовал Данила так: сначала смотрел, где учился кандидат, затем приглашал на собеседование и, наконец, просил предоставить рекомендацию от старшего коллеги, например, от преподавателя хорошего вуза или известного психотерапевта.

Читайте также

Как работает мастерская для людей с ментальными расстройствами

«В первое время мы получили какую-то порцию внимания прессы. Затем уже начали обычную маркетинговую рутину — Фейсбук, контекстная реклама и прочее. Сейчас довольно активно работаем с инстаграм-блогерами и телеграм-каналами», — рассказывает Антоновский.

По словам Данилы, клиенты сервиса «Ясно» — это в основном «городские невротики» 25–45 лет: «Люди, у которых на первый взгляд всё в порядке, но что-то их беспокоит». Мужчин и женщин среди пациентов поровну.

Данила полагает, что основное преимущество «Ясно» заключается в «большей герметичности среды»:

«Наши конкуренты работают как классические маркетплейсы. Они сводят терапевта с клиентом, а дальше отпускают их во „внешний мир“. Мы же, наоборот, оставляем их внутри сервиса»

Пациент и психотерапевт общаются через встроенный видеочат, вся оплата идёт через сайт, объясняет Антоновский.

Сейчас в штате проекта пять человек: директор по маркетингу, сотрудница службы поддержки и комьюнити-директор, который подбирает психотерапевтов, проводит супервизию и следит за качеством работы.

За три года работы «Ясно», по словам Антоновского, вышел в прибыль. «Что до конкретных сумм, то тут легко подсчитать: в октябре мы провели около 1300 сессий, а наша комиссия — что-то около 25 %», — отвечает Данила на вопрос о ежемесячной выручке проекта. По подсчётам редакции «Своего дела», с учётом стоимости одной сессии (2850 рублей) выручка сервиса составляет около 930 тысяч рублей в месяц.