Найти тему
Окно в Россию

Что погубило советский самолет-гигант «Максим Горький»

Оглавление

Трагическая судьба постигла не только гордость советской авиации и на то время самый большой самолет в мире, но и людей, причастных к его созданию.

БОРИС ЕГОРОВ

Public domain
Public domain

Самый большой самолет

«Постройка гигантского самолета-агитатора должна стать базой обновления и реконструкции методов всей нашей агитационной и массовой политработы, в применении высокой технической ступени, на которую сейчас становится наша страна…» - писал в 1932 году журналист Михаил Кольцов. Пользующийся личным покровительством Сталина, Кольцов стал идейным вдохновителем проекта самого большого на тот момент самолета в мире.

Общественное достояние
Общественное достояние

Обязанный стать гордостью советского авиапрома, этот чудо-самолет задумывался как флагман советской агитационной авиации, ключевое звено в деле пропаганды коммунизма. Согласно плану, он должен был быть оснащен приёмной и передающей радиостанцией, редакцией и даже типографией, способной печатать тысячи листовок. Снимая в полете кинофильмы, самолет мог бы проецировать их прямо на облака, а также передавать световые лозунги на выпускаемой дымовой завесе.

Самолет-гигант стал своеобразным символическим подарком одному из самых видных советских писателей Максиму Горькому, праздновавшему в тот год 40-летие своей творческой деятельности. В 1934 году, названный в честь литератора АНТ-20 «Максим Горький» совершил свой первый полет. 

Общественное достояние
Общественное достояние

Летающий дворец

Для 1930-х гг. размеры самолета впечатляли. Разработанный конструктором Андреем Туполевым на основе бомбардировщика ТБ-4, АНТ-20 составлял 33 метра в длину с размахом крыльев 63 метра, что было на 15 метров больше, чем у самого крупного самолета того времени - немецкой летающей лодки Дорнье Do X. 

Самолет был оснащен восемью поршневыми двигателями М-34ФРН по 900 л.с. Первоначально планировалась установка шести двигателей, но их оказалось недостаточно для тридцатитонного гиганта.

Общественное достояние
Общественное достояние

Обладая довольно скромной скоростью (до 220 км/ч), АНТ-20 отличался высокой степенью комфорта, столь нетипичного для советской авиации 1930-х гг. До 48 пассажиров могли разместиться на площади в 100 квадратных метров. Внутри салона их встречали просторные кресла, ковры, столики с настольными лампами и занавески на окнах. 

Отдохнув в спальных каютах, гости проходили к электрифицированному буфету, где их ожидали холодные и горячие закуски, а после следовали в библиотеку. Кроме того, для удобства пассажиров и экипажа на борту были туалеты, умывальники, склад для провизии и багажное отделение.

Общественное достояние
Общественное достояние

Орудие пропаганды

«Максим Горький» мог служить в качестве транспортного или пассажирского самолета, бомбардировщика, воздушного штаба для военного командования или «борта номер 1» для руководства страны. Основным предназначением АНТ-20, тем не менее, оставалась пропаганда.

Создатели смогли воплотить в жизнь практически все озвученные Михаилом Кольцовым идеи. Самолет был оснащен автоматической телефонной станцией на 16 номеров для связи между служебными помещениями. Пневматическая почта позволяла командиру судна обмениваться сообщениями с радистом и журналистами-агитаторами на борту.

Общественное достояние
Общественное достояние

АНТ-20 оснастили мощным громкоговорителем, фотолабораторией и типографией, которая, благодаря установленной тут же специальной электростанции, могла напечатать за час до 10 тысяч листовок.

Тем не менее, идея проецировать фильмы прямо на облака в полете оказалась технически неосуществимой. Поэтому решили устраивать кинопоказы прямо на аэродромах.

Общественное достояние
Общественное достояние

Катастрофа

К сожалению, жизнь гигантского самолета-агитатора оказалась недолговечной. Он успел предпринять лишь несколько успешных полетов. В одном из них участвовал Антуан де Сент-Экзюпери, несколько дней гостивший в Москве.   

Весной 1935 года АНТ-20 собирались передавать в воздушный агитационный отряд имени Горького. Чтобы отпраздновать это событие, 18 мая устроили торжественный пролет над Москвой.

Общественное достояние
Общественное достояние

Самолет поднялся в небо с 38 людьми на борту: сотрудниками завода, создавшими гиганта, а также членами их семей, включая семерых детей. В сопровождение отправили самолет Р-5 и истребитель И-5, чтобы наглядно продемонстрировать зрителям насколько огромен «Максим Горький».

В полете пилот И-5 Николай Благин стал выполнять фигуры высшего пилотажа рядом с АНТ-20. Намереваясь сделать вокруг гиганта мертвую петлю, он не справился с управлением. Зависнув в верхней точке, истребитель, потеряв скорость, рухнул на проплывающий под ним «Максим Горький», влетев в его правое крыло. 

Пролетев по инерции еще 10-15 секунд, АНТ-20, разваливаясь в воздухе, рухнул на дачный поселок Сокол. Всего погибло 49 человек: 38 пассажиров и 11 членов экипажа, а также пилот И-5.

Разрушенный в результате крушения АНТ-20 дом на улице Левитана в поселке Сокол. Общественное достояние
Разрушенный в результате крушения АНТ-20 дом на улице Левитана в поселке Сокол. Общественное достояние

Как выяснилось в ходе расследования НКВД, за час до катастрофы представители киностудии В. Ряжский и А. Пуллин без санкции руководителей полетом, ради красивых кадров настояли на выполнении Благиным фигур высшего пилотажа вблизи самолета-гиганта. Оба они были привлечены к уголовной ответственности.

Проклятие?

Гибель «Максима Горького» не привела к закрытию проекта. Было решено построить новый, улучшенный экземпляр, АНТ-2 бис, оснащенный шестью более мощными двигателями М-34ФРНВ (до 1200 лс).

Похороны погибших при аварии самолета «Максим Горький». Общественное достояние
Похороны погибших при аварии самолета «Максим Горький». Общественное достояние

Однако, судьба нового гиганта сложилась не менее трагично. Налетав 272 часа на пассажирских и транспортных перевозках, он разбился 14 декабря 1942 года в Узбекистане. Жертвами трагедии стали 26 пассажиров и 10 членов экипажа.

В итоге от проекта отказались, и ни АНТ-20, ни АНТ-20 бис никогда не были пущены в серию.  

АНТ-20 бис. Общественное достояние
АНТ-20 бис. Общественное достояние

Не намного пережил свое детище и «крестный отец» гигантского самолета-агитатора Михаил Кольцов. Попав в немилость к своему благодетелю, он был арестован и расстрелян 2 февраля 1940 года как «участник заговора против ВКП(б) и Советской власти».

Подписывайтесь на наш канал zen.yandex.ru/rusbeyond

Русские писатели
0