Для начала анекдот. Однажды Фаина Раневская заметила композитору Вано Мурадели:
- А ведь Вы, Вано, не композитор!
Мурадели обиделся:
- Это почему же я не композитор?
- Да потому, что у вас фамилия такая. Вместо МИ у вас МУ, вместо РЕ — РА, вместо ДО — ДЕ, а вместо ЛЯ — ЛИ. Вы же, Вано, в ноты совсем не попадаете!
У каждой ноты есть буквенный эквивалент: нота До обозначается латинской – С, Ре – D, Ми - E и т.д. Это даёт возможность строить из нот аббревиатуры и даже целые слова. Широкое использование композиторами в своих сочинениях музыкальных монограмм породило новый термин – ономафония.
Во втором струнном секстете, написанном в 1864 – 1865 годах, Иоганнес Брамс вплетает в ткань секстета мотив A-G-A-D-E, являющийся транскрипцией имени Агата. Кто же это? Оказывается, в осенние месяцы 1857 – 1859 годов композитор служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде, а летние сезоны 1858 и 1859 проводил в Гёттингене. Там он встретился с Агатой фон Зибольд, певицей, дочерью университетского профессора. Брамс был серьезно увлечён ею, однако поспешил ретироваться, когда речь зашла о браке. Второй струнный секстет – это последнее воспоминание композитора о своей любви.
Главным "действующим лицом" Третьей симфонии Брамса является мотив F-As-F. Он открывает симфонию торжественным возгласом и в вариациях присутствует в каждой её части. Это не что иное, как зашифрованный юношеский девиз композитора "Frei, Aber Froh" (свободен, но счастлив). Этот девиз возник в первые годы дружбы со скрипачом Иоахимом и был своеобразным ответом Брамса на его пессимистический девиз: "Frei, Aber Einsam" (свободен, но одинок).
В личном архиве выдающейся азербайджанской пианистки, композитора и педагога Эльмиры Назировой несколько десятилетий хранились 34 неизвестных письма Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, адресованные ей в 1953-56 гг. Оказывается, в конце 40-х – первой половине 50-х годов Шостаковича связывали с Эльмирой Назировой романтические узы. Настолько сильные, что композитор счёл нужным "сообщить об этом" в своей Десятой симфонии. Дело в том, что Шостакович так и не обнародовал символику непрерывного диалогического соотношения своей монограммы D-S-C-H с таинственной темой у валторны Е-А-Е-D-А в третьей части симфонии, что стало причиной многочисленных музыковедческих исследований. И признание Эльмиры Назировой можно считать сенсационным: в этой теме композитор превращает в ноты её имя, используя наряду с привычным латинским и русское обозначение нот:
E, A, E, D, A (= E, La, Mi, Re, A)
Восьмой квартет Шостаковича полностью построен на мотиве D-S-C-H. Повторенный более ста раз он является и главным действующим лицом, и своеобразной нитью, связующий широкомасштабный спектр эмоций, развивающихся скорее в симфоническом, чем в камерном ключе.
Вторая часть квартета начинается взрывными пассажами олицетворяющими жестокую и бездушную силу, круговорот жизненных коллизий, неожиданные повороты судьбы, уход близких людей. И вот в кульминационный момент этого бешеного вихря эмоций буквально врывается мелодия еврейского danse macabre из Фортепианного трио, написанного на смерть друга композитора И.И. Соллертинского. Но здесь она обозначена еще ярче, чем в Трио, сильнее и надрывнее. Вырастая из мотива D-S-C-H, она несёт в себе его зерно, дополняет, ведёт с ним диалог и возвращается обратно, тем самым замыкая круг. Несмотря на тяжеловесность представляемой интерпретации, еврейский мотив отчаяния звучит более чем убедительно.
Иоганн Себастьян Бах – B-A-C-H. Монограмма очень часто встречается в сочинениях, как у самого Баха, так и после, как дань уважения и преклонения перед гением. На сегодня известно более 400 произведений разных авторов, композиционной основой которых является мотив B-A-C-H, начиная от современников Баха, через классиков и романтиков, вплоть до композиторов XX века и современности.
Диалог монограмм B-A-C-H и D-S-C-H можно услышать в "Прелюдии памяти Д. Шостаковича" Альфреда Гарриевича Шнитке. Авторская мысль проникает здесь в "чужое" слово настолько, что стиль самого Шнитке как бы растворяется, он становится близок слову Шостаковича и Баха, "сживается" с ними. В "Каноне памяти И. Стравинского" того же автора процесс ономафонической номинации происходит с использованием отчества: G (Игорь) FEDSCH (Федорович) SAS (Стравинский).
Другие примеры образования ономафонических единиц на основе антропонимов:
AD SCHBEG – Арнольд Шенберг
SG – София Губайдулина,
BERG – Альбан Берг,
CAGE – Джон Кейдж
SH CHED – Родион Щедрин
ASCH – Альфред Шнитке
EDES – Эдисон Денисов
Примеры применения ономафонии в рок-музыке мне не известны. Вероятно всего причиной этого является тот факт, что большинство рок-музыкантов не знают нотной грамоты.
Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.
При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!