Много лет минуло с тех пор, как честолюбивый Квинт Победитель во главе Первого Легиона Этрурии брал штурмом непреступные стены Алезии, ещё задолго до великого Цезаря! Орды галльского отребья яростно накатывали тогда на стойкие ряды Легиона, волна за волной, но были в итоге разбиты и беспощадно вырезаны, а население большого варварского города обращено в рабство!
А в это время коварный правитель Великого Дома Юлиев - Флавий Хитрый, строит громадную шпионскую сеть по всему известному Миру, готовя почву для стратегического превосходства будущему лидеру – Луцию, прозванному позднее Луцием Убийцей!
Лет минуло не мало, но каждый раз, возвращаясь к этой игре, ясно понимаешь: вот он оригинал! Всё остальное, в лучшем случае, «вариации на тему», а то и вовсе – поворот совсем не туда… Да, графика в последних играх серии несравнимо лучше. Хотя и здесь можно найти нюансы не в пользу продолжений. Например, лично моё ощущение, конечно, - юниты на тактической карте лишились некой… материальности что ли. Они стали стократно прорисованнее и анатомически «правильнее», но ощущения мощи и физического присутствия целостных бойцов нет.
Необходимое пояснение, для тех несчастных, кто с этой игрой не знаком, но любит историю древних войн и хотел бы окунуться в эти великие и ужасные времена. Игра представляет собой симбиоз стратегической и тактической игр, причём симбиоз очень гармоничный и неразделимый.
На глобальной карте игроку предстоит предпринимать стратегические действия: развивать города и провинции, формировать боевые соединения, флоты, организовывать военные походы и совершать действия агентов (шпионов, дипломатов, наёмных убийц).
В тактический режим игрок попадает при развёртывании сухопутных боевых действий, когда на карте сталкиваются враждебные армии. Именно здесь из тронного зала правителя своей фракции ты попадаешь в седло военного командира, ведущего свои войска к победе в битве!
Цели игры по захвату территорий у каждой фракции свои и условия победы, разумеется, тоже. Но у игрока не связаны руки заранее прописанным сюжетом и свою историю он волен творить так, как ему заблагорассудится! Это, если уж совсем кратко.
И ещё важное отступление: это лишь обзорная статья по игре в целом. Отдельно по тактике, стратегии, многим «фишкам», не всегда явным возможностям и прочим особенностям и свойствам игры уже готовится подробный материал.
Стратегия.
Многие игроки могут высказать своё «парадоксовское» «фи», касаясь глубины и проработки стратегической составляющей первого «Рима». Поспешу с ними поспорить. Уже достаточное время прожив в мире ROME: Total War, могу с уверенностью утверждать, что со стратегией то как раз, тут всё в порядке.
Просто очень много показателей не выведены, что называется на монитор и игроку показывается лишь итоговая «выжимка». Так, например, открыв свиток города, мы увидим основные параметры, влияющие на рост населения, общественный порядок и доход. А вот множество параметров, которые впрямую и косвенно влияют на эти показатели, не выделены отдельно.
Что, по моему мнению, сделано абсолютно правильно: игра сбалансирована для игроков самого разного склада ума и тем, кому, грубо говоря – саблю в руки и покорять соседних оборзевших галлов превыше всех удовольствий на свете, даёт возможность не сильно «париться» над десятком цифр и показателей. Им достаточно просто следить за тем, чтобы не было «красной башки» с вилами на значке города, строить здания, повышающие нужные значения и изменять налоги соответствующим образом.
Для вдумчивого «стратега» игра даёт столько пищи для ума, что каждый ход превращается в настоящую глобальную задачу! Где нужно верно определить место постройки того или иного здания, чтобы к заданному ходу у вас было то население, которое вы запланировали, для перехода на следующий уровень города. Где отказ от постройки «вкусного» сооружения зачастую полезнее, чем, собственно, её возведение. Где планирование источника военной силы сыграет в нужный момент решающую роль. А неверно назначенный управленец в провинции существенно испортит не только общественный порядок, но и увеличит экономические потери!
Факторов, переплетающихся и неявно влияющих на конечный результат так много, что я отдельно подготовил статью на эту тему. Вкратце: характеристики персонажа, свита персонажа, наличие или отсутствие тех или иных ресурсов в регионе, доступ к морю, расстояние от самой крайней провинции до столицы – всё это и многие другие показатели ощутимо влияют на ситуацию фракции в целом!
А такая «печенька», как «переселение народов» (не знаю, задумывалось ли это создателями игры изначально или просто остроумная находка игроков) позволяет корректировать рост населения провинций!
Политика. Дипломатия. Спецслужбы.
Начну сразу с не самой сильной стороны игры – дипломатии. Зачастую, без включения писательской фантазии, объяснить действия дипломатов, управляемых искусственным интеллектом, действительно невозможно. То практически разбитая в пух и прах фракция, вместо мольбы о пощаде, требует денег за прекращение огня. То сильнейшая военная империя просит не нападать и соглашается на выплаты дани. Ну, а напасть на стратегического союзника, просто потому что великий вождь не с той ноги встал – это вообще классика. Такие «глюки» в игре присутствуют, надо это признать.
Но, вставая на защиту любимой игры, я воспринимаю (и вас призываю так воспринимать) эти недостатки, как внезапные трудности, которые только повышают интерес! Разбитые германцы, загнанные с материка на острова непобедимыми легионами Юлия, не просто просят прекратить огонь, но и нагло требуют 5000 динариев? Ну так то ж германцы же! Древние. Наглые и гордые дикари, не способные признать поражения.
И их вождь, соглашаясь на мольбы своего народа перестать воевать с римлянами ради сохранения собственного рода, осушив кубок эля (кубок, кстати, изготовленный из черепа римского центуриона, лично убитого под Тевтобургом), добавляет послу: «Но пусть эти собачьи дети заплатят нам 5000 серебра и сам Юлий должен принести их к моим ногам!». Зал вождя вздрагивает от яростного хохота правителя. Как то так.
На сегодня, думаю, достаточно. Продолжение следует.
Если нравится тема стратегических игр и истории в целом, не жадничай, ставь лайк и подписывайся на канал.
Всё только начинается.