Древнегреческие философы рассматривали многие трудные природные, жизненные и религиозные вопросы по разному: иногда научно, иногда мистически, но всегда с большим воображением. Один из самых влиятельных философов древнего мира Пифагор считал шарлатанством утверждение доктрины перевоплощения, а другой не менее значимый философ древнего мира Сократ выступал на улице с провокационными речами и задавал неразрешимые вопросы. Самый великий философ Древней Греции Аристотель наставлял многих великих полководцев. Это лишь немногочисленные примеры того, как греческие мыслители подвергали сомнению традиционные устои общества и бросали вызов предрассудкам своего времени, порой ставя на карту свою собственную жизнь. Греческая философия как самостоятельный культурный жанр возникла около 600 года до н. э., и эти идеи сохранились до наших дней.
Досократский период в древнегреческой философии
Примерно в 600 году до нашей эры греческие полисы Ионии были интеллектуальными и культурными центрами Древней Греции, а также были центральными морскими портами в Средиземноморье. Милет был самым южным и самым богатым из ионийских полюсов. Именно он стал главным центром “Ионийского пробуждения” - так называлась начальная фаза классической греческой цивилизации, во время которой зародилась такая наука как греческая философия.
Первая группа греческих философов-это триада Милетских мыслителей: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Их главным достижением стало появление космологической теории, которая основана исключительно на природных явлениях. Их подход требовал отказа от всех традиционных объяснений, основанных на религиозных авторитетах, догмах, мифах и суевериях. Все они сходились во мнении, что все вещи происходят из одной “первичной субстанции”: Фалес считал, что это вода; Анаксимандр говорил, что это субстанция, отличная от всех других известных субстанций, “бесконечная, вечная и нестареющая”; а Анаксимен утверждал, что это воздух.
Наблюдение за природными явлениями занимало одно из центральных мест в истории Милетской школы философии. Ярким примером является то, что Фалес смог предсказать затмение, которое произошло в 585 году до нашей эры, и, похоже, он смог вычислить расстояние до корабля в море по наблюдениям, сделанным в двух точках. Анаксимандр, основываясь на том, что человеческие младенцы беспомощны при рождении, утверждал, что если бы первый человек каким-то образом появился на земле в младенческом возрасте, он не выжил бы: следовательно, люди эволюционировали от других животных, чье потомство более приспособлено. Наука среди Милезианцев занимала более центральное место, чем в философия. Однако поощрялись различного рода идеи наблюдения у многих последующих мыслителей и это было также хорошим стимулом для рационального подхода ко многим традиционным вопросам, на которые ранее давались ответы через религию и суеверия. Ионийский рациональный взгляд не вызывал ничего, кроме недоумения у некоторых из их могущественных соседей, таких как вавилоняне и египтяне, которые были нациями, основанными на теократических правительствах, где религия играла важную политическую и социальную роль.
Пифагор считается одним из самых великих ионийских мыслителей, но он был вне Милетской школы: он был родом из Самоса, прибрежного Ионийского поселения. Мировозрение Пифагора допускало
существование науки и религии, но такие идеи не приветствовались в Милетской школе. В философии Пифагора есть доля мистицизма, вероятно, влияние орфической традиции. Математика, в смысле демонстративных дедуктивных аргументов, берёт своё начало именно с Пифагора: ему приписывают авторство первой известной математической формулировкой или теоремы, которая гласит, что квадрат самой длинной стороны прямоугольного треугольника равен сумме квадратов двух других сторон. Дедуктивное рассуждение из общих предпосылок, по-видимому, было пифагорейским нововведением.
Атомизм берёт своё начало с появлением Левкиппа и Демокрита. Среди древних школ этот подход наиболее близок к современной науке: они считали, что все состоит из атомов, которые неразрушимы и физически неделимы. Они были строгими детерминистами, которые считали, что все происходит в соответствии с естественными законами, а Вселенная, по их словам, не имеет никакой цели и представляет собой не что иное, как смесь бесконечных атомов, постоянно меняющимся в соответствии с различными законами природы. Что интересно в этой школе, так это то, что она пыталась понять Вселенную как можно объективнее и свести к минимуму интеллектуальные отклонения ,культурные и мистические предрассудки.
Возвышение Афин: Софисты и Сократ
ДО ВРЕМЕН СОКРАТА ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ФИЛОСОФОВ БЫЛ ФИЗИЧЕСКИЙ МИР И СПОСОБЫ ЕГО ЕСТЕСТВЕННОГО ОБЪЯСНЕНИЯ. ОДНАКО СОКРАТ РАЗРАБОТАЛ НОВЫЙ ПОДХОД, ПОЛНОСТЬЮ СОСРЕДОТОЧИВШИСЬ НА МОРАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ.
Около 500 г. до н. э. греческие города-государства или полисы были в политической конфронтации друг с другом. У полисов был общий язык и культура, но они очень часто были соперниками и нередко случались военные столкновения между. Примерно в это время Афины совершили социально-политический прорыв, в соответствии с которой все свободные граждане мужского пола имели равные права независимо от их происхождения и состояния. Так зародилась демократия. До эпохи демократии принятие государственных решений находилось в руках немногих, часто аристократических и знатных семей. Демократия позволила всем свободным гражданам принимать важнейшие решения полиса. Они могли участвовать в дискуссиях, проводимых в ходе совещательных собраний и трибуналов, их голоса были слышны повсюду и имели такое же значение, как и любой другой голос. В этом контексте речь была главным оружием: умение эффективно обсуждать разные темы и убеждать других давало конкурентное преимущество. Это было справедливо не только для граждан, активно вовлеченных в политику, но и для любого другого гражданина. Например, во время судебных заседаний обвинитель и обвиняемый должны были явиться в суд лично, а не через адвокатов, и неудача или успех процесса в значительной степени зависели от риторических навыков, и любой гражданин мог подлежать судебному разбирательству. В этот период получает распространение школа софистов.
Софисты были интеллектуалами, которые преподавали курсы по различным дисциплинам, включая риторику, наиболее полезная дисциплина в Афинах. Софисты преподавали не бесплатно и поэтому школы софистов посещали только те, кто мог себе это позволить, обычно это были представители аристократии и богатых семей. Это совпало со временем глубоких политических и социальных перемен в Афинах: демократия изменила старый способ ведения политики и многие аристократы, чьи интересы были затронуты, пытались положить конец демократии; в Афинах в это время наблюдался быстрый денежный рост и культуры, главным образом за счет внешней торговли и со временем традиционные верования и мораль подвергались сомнению. Можно с уверенностью сказать, что софисты стали представителями новую политическую эпоху в Афинской жизни, особенно потому, что они были связаны с новыми образовательными потребностями.
Оказавшись в конфликте между культурным консерватизмом и новыми идеями, Кристин Виолати пришёл к своеобразному выводу: Сократ, одна из ключевых фигур в греческой философии и мудрейший среди греков в свое время, бросает вызов старым порядкам. Об этом упоминается в Дельфийском оракуле. Как и софисты, Сократ любил преподавать, но в отличие от софистов он никогда не требовал платы взамен и жил аскетической жизнью. Он либо недооценивал, либо игнорировал большинство тем, которые были популярны среди его предшественников. До времен Сократа философов больше всего интересовал физический мир и способы его естественного объяснения. Однако Сократ разработал новый подход, полностью сосредоточившись на моральных и психологических вопросах. Его методология стремилась определить ключевые вопросы, такие как: что такое добродетель? что такое патриотизм? что вы подразумеваете под моралью? В результате большинство его дебатов заканчивалось еще большим количеством вопросов, центральный вопрос оставался без ответа, и обнаруживалось невежество спорщиков по многим темам, поскольку он неизменно доказывал, что слова, используемые его соперниками, на самом деле были абстрактными терминами с пустым значением.
Сочетая смиренный дух (он никогда не утверждал, что мудрее кого-либо другого) и строгий агностицизм (он говорил, что ничего не знает) с методом, который бросал вызов общепринятым предположениям и нетерпимости к неясному мышлению, Сократ постепенно нажил себе врагов из различных слоев Афинского общества. Поэтому он был предан суду и приговорен к смертной казни. Однако афиняне не любили приговаривать гражданина к смертной казни, поэтому это был лишь формальный приговор и ему была предложена возможность бежать. Он отказался это сделать и подчинился решению присяжных: смесь, содержащая яд болиголова, отняла у него жизнь, но его имя бессмертно.
Платон и Аристотель
Платон и Аристотель - два самых важных греческих философа в истории. Их работа была главным направлением интереса для студентов-философов и специалистов. Отчасти это объясняется тем, что, в отличие от большинства их предшественников, то, что они написали, сохранилось в доступной форме, а отчасти тем, что христианская мысль, которая была доминирующей мыслью в западном мире в Средние века и раннее Новое время, взяла многие идеи у Платона и Аристотеля.
Платон был учеником Сократа и после смерти своего учителя он покинул Афины, испытывая неприязнь к этому городу. Долгие годы он путешествовал, после чего всё-таки вернулся в Афины и открыл свою знаменитую Академию. Он является самым известным греческим философом; его работы одни из самых влиятельных в западной философии. Британский математик Альфред Норт Уайтхед говорил: “самая безопасная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она состоит из ряда сносок к Платону.”
У Платона было много философских направлений, включая этику и политику, но больше всего он прославился благодаря своим метафизическим и эпистемологическим идеями. Одним из наиболее влиятельных его произведений является теория идей: для Платона такие понятия, как добродетель, справедливость, красота, доброта и т., было бы невозможно, если бы мы не обладали каким-то непосредственным знанием этих вещей в более раннем существовании. Мы рождаемся в этом мире с несовершенной памятью об этих формах. В этом идеальном мире идей человек может переживать реальные формы, которые совершенны и универсальны. Наш мир-несовершенная пародия на Платоновский безупречный и Высший Мир идей. Знание этих форм возможно только путем долгого и напряженного изучения философами, но их окончательное просветление позволит им, и только им, управлять обществом.
Аристотель был учеником Платона почти 20 лет, а позже был наставником Александра Македонского. Аристотеля интересовал широкий круг вопросов: этика, метафизика, физика, биология, математика, метеорология, астрономия, психология, политика и риторика. Аристотель был первым мыслителем, который систематически развивал изучение логики. Некоторые из компонентов аристотелевской логики существовали задолго до Аристотеля, такие как идеи Сократа о точном определении, аргументативные методы, найденные у Зенона Элея, Парменида и Платона, и многие другие идеи возникли раньше его. Логическая система Аристотеля состоит из пяти трактатов, известных как Органон. Но не смотря на, что Органон включал в себя идеи, которые были раньше, это было действительно новаторским трудом, почитаемой на протяжении веков и рассматриваемой как окончательная победа логики и науки. Вклад Аристотеля в логику и науку один из самых значительных в мировой истории и поэтому его величие не подвергается сомнению вплоть до современной эпохи: Кристиан Виолати вспоминает Галилея, который после тщательного наблюдения в эпоху Возрождения пришел к выводу, что большая часть аристотелевской физики и астрономии не соответствовала эмпирическим данным, и все же идеи Галилея были полностью отвергнуты его современными учеными, которые придерживались идей Аристотеля. Даже в самые смутные времена Средневековья копия Органона или хотя бы его фрагменты были во всех престижных библиотеках Европы.
Эллинистическая Философия
В эпоху эллинизма процветали четыре философские школы: циники, скептики, эпикурейцы и стоики. В это время политическая власть находилась в руках македонцев. Поэтому греческие философы отказались от политики и сосредоточились на проблемах личности. В это время философы не думали об идеальном обществе, а всё что их интересовало, это как быть счастливыми или добродетельными.
Киники отвергали все виды условностей: брак, манеры, религию, жилье и даже приличия. Философская школа скептиков систематизировала старые сомнения: чувства причиняли беспокойство большинству философов, за исключением некоторых редких исключений, таких как Платон, который просто отрицал познавательную ценность восприятия в пользу своего мира идей. Помимо скептицизма чувств, скептики добавили моральный и логический скептицизм.
Эпикурейство утверждало, что жизнь - это стремление к удовольствиям этого мира. Они верили только в материальный мир, и эта вера привлекала к себе оппозицию стоиков.
Стоики говорили, что всё происходящее происходит благодаря божественному промыслу, поэтому, какое бы несчастье ни случилось, стоик примет его без жалоб. Стоики отвергли взгляды Аристотеля на отношение телесных и материальных благ к человеческому счастью. Достижение счастья, говорили стоики, не важно, но на самом деле важно стремиться к счастью, поскольку результат нашей попытки не полностью находится под нашим собственным контролем.
Наследие Древнегреческой философии
После смерти Александра Македонского, начал укрепляться Рим , а Греция начала приходить постепенно в упадок. Западное Средиземноморье осталось нетронутым Александром Македонским. После первой и второй Пунических войн (264-241 и 218-201 гг. до н. э.) Рим нейтрализовал Карфаген и контролировал Сиракузы (два ведущих города-государства западного Средиземноморья), а во втором веке до н. э. продолжил свою экспансию, завоевав македонские монархии, за которыми последовали Испания, Франция и Великобритания. Парадоксально, но, несмотря на свою экспансию и военное превосходство, влияние Рима в культурной жизни Греции было незначительным. Напротив, влияние Греции на римскую культуру было глубоким и продолжительным. Римские боги отождествлялись с Олимпийскими божествами, эллинское искусство, литература, архитектура, философия и даже язык пленили самых образованных римлян. Рим превосходил Грецию в строительстве дорог,в Риме общество было более сплочённым, а военная тактика Рима превосходила греческую. Однако Римская наука, искусство и философия находились под сильным влиянием греческой традиции.
Поэтому неудивительно, что один из наиболее важных римских философов Плотин (204-270 гг. н. э.) является основателем неоплатонизма. Плотин жил во время политической катастрофы в Риме. Германские племена с севера и персы с востока терроризировали границы, а римская армия была больше озабочена внутриполитической борьбой, чем защитой границ из-за этого армия была не в состоянии оборонять границы. Ещё одной бедой для Римской империи в это время стала эпидемия, сильно сократив население. Чуть позже римская финансовая система потерпела крах. Во времена Плотина мир проявлял мало признаков надежды, что могло бы объяснить, почему идеальный и вечный мир платоновских идей был привлекательным убежищем. Это смещение внимания с реального мира на другой мир было также принято язычниками и христианами, чьи философии вращались вокруг идеи вечной и небесной загробной жизни. Сходство между платонической и христианской мыслью настолько сильно, что христианские богословы использовали многие идеи плотина для построения своей философии.
Платонизм играл центральную роль в формировании христианского богословия. Христианская религия развивалась во времена Рима и объединила платонизм, некоторые философские верования от стоиков и орфизма, эзотерические аспекты, прослеживаемые до культов Ближнего Востока, и мораль и историю, приобретенные от иудаизма. Даже Святой Августин называет идеи Платона "самыми чистыми и светлыми во всей философии". Христианство претерпело много изменений за свою долгую историю, и важно отметить, что в Средние века его философия вращалась в основном вокруг идей, полученных непосредственно от греков.
На протяжении тысячелетий голоса греческих философов формировали наши умы, наши институты, наших лидеров и нашу цивилизацию в целом. Эти греческие мыслители бесспорно доказали, что к одной и той же проблеме можно подходить по-разному, что здравый смысл не так распространен, как нам хотелось бы верить, что рассмотрение незнакомых возможностей может расширить наше мышление и что воображение и идеи могут быть бессмертными.
Оригинал:
https://www.ancient.eu/Greek_Philosophy/