Найти тему
Древний Мир | История

Боевая магия на вооружении римлян

Сверхъестественное играло важную роль в жизни древних римлян. Любое рискованное дело непременно сопровождалось магическими ритуалами, посвященными традиционным или же заимствованным божествам. Жрецы ежедневно совершали гадания и иные обряды в святилище, расположенном в центральной части военного лагеря, отдельные алтари также имелись в каждой казарме. Даже такой просвещенный правитель, как Марк Аврелий, упоминавший в своих «Размышлениях» о собственном неверии в россказни кудесников, в критические моменты прибегал к магическим средствам, следуя духу времени.

За достаточно короткий период империю постигло сразу три больших бедствия. Сначала война с Парфией, затем Антонинова чума, убившая до трети населения в некоторых регионах, и, наконец, вторжение варваров на Дунае. Отправляясь туда, чтобы возглавить армию, Марк Аврелий взял собой нескольких авторитетных жрецов и магов. Оракул Гликона, к коему обратился император, предписал устроить богатое жертвоприношение, включавшее двух львов, которых следовало живьем кинуть в Дунай. Брошенные в реку звери, однако, не утонули, а переплыли на противоположный берег, где с ними расправились варвары, принявшие львов за иноземную породу собак.

В ходе этой войны произошла одна из самых известных историй о вмешательстве сверхъестественного в военные действия римлян, описанная историком Кассием Дионом. Сообщается, что римляне оказались в окружении квадов (германское племя), имевших серьезный численный перевес. Варвары решили взять римлян измором, так как источников воды последние не имели, а погода была довольно знойной. Когда ситуация была уже совсем плачевной в дело вмешался египетский жрец Арнуфий, который при помощи заклинаний вызвал сильную грозу. Пока проливной дождь утолял жажду римлян, молнии и град целенаправленно уничтожали квадов. В результате римляне одержали победу, после чего Марк Аврелий был провозглашен императором в седьмой раз.

Легенда «чуда о дожде» нашла свое отражение на рельефном фризе колонны Марка Аврелия, установленной в Риме в память о Маркоманской войне и победах императора. Напоминающее Чубакку существо, видимо, изображает спасительный для римлян дождь или божество, являющееся его источником (предположительно это мог быть Гермес Воздушный, Юпитер или египетский бог Шу).

-2

Существенное значение имела сакральная атрибутика. Так главный штандарт легиона аквила (легионный орел) считался святыней, обладающей сверхъестественной силой. Аквила хранился в специальном знаменном святилище, а в сражении охранялся первой когортой. Утрата аквилы считалась не только сильнейшим позором, но и дурным предзнаменованием. Лишившийся священного штандарта легион подлежал расформированию. Обладающие магической силой штандарты (сигнумы) с легионной эмблемой имелись в каждой манипуле. Зачастую эмблемах изображались животные, соответствующие знакам Зодиака в соответствии с днем основания легиона или днем рождения его основателя.

При военном планировании, особенно в республиканские времена, нередко учитывались результаты регулярно осуществлявшихся гаданий (ауспиций) или приметы. Для некоторых важных гаданий военачальникам приходилось совершать длительные поездки в Рим. В 325 г. до н.э. в ходе Второй Самнитской войны диктатор Курсор отправился в столицу для ауспиций, оставив вместо себя начальника кавалерии Руллиана (Рулла) и запретив ему вступать в бой. Рулл нарушил указание и одержал блестящую победу над самнитами. Не смотря на военные успехи, Курсор решил его казнить. Ведь речь шла не только о грубом нарушении дисциплины, но и о своеобразном святотатстве – Руллиан принял решение о наступлении, не дождавшись «воли богов». Лишь благодаря заступничеству знатных родственников и сената ему удалось спастись.

-3

Римский писатель Валерий Максим приводит эпизод времен Первой Пунической войны. В ходе ауспиций накануне битвы при Дрепане (249 г. до н. э.) жертвенные куры отказались клевать зерно, что предвещало неудачу. Флотоводец Публий Клавдий Пульхр, скептически относившийся к суевериям, выбросил птиц в воду со словами «если не хотят есть, то пусть пьют!». В итоге римляне потерпели крупнейшее за всю войну поражение, потеряв около сотни кораблей и 20 тыс. человек.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Дмитрий Романов