Старение — не столько биологический процесс, сколько культурный. Тем не менее, немудрено, что многие сразу судорожно думают о седых волосах, дряблой коже и хриплом голосе. Атрибуты старости действительно малопривлекательны, но в разных мировых культурах она позиционируется с очень даже позитивной точки зрения. Наша задача состоит в том, чтобы впитать в себя как можно больше информации, найти плюсы и минусы, стараться учиться на ошибках окружающих и стареть с гордостью.
Что такое старость? В бытовом смысле это, грубо говоря, заключительный этап перед смертью, период пенсионного возраста. Для учёных (врачей, например) — это период «угасания человеческого организма». Психологии говорят, что у пожилых людей существуют свои «козыри»: мудрость, спокойствие и самоуважение…
Однако не лучше ли обратиться к более точной области знаний? Например, к геронтологии.
Наука о старении и способах борьбы с ним — геронтология — появилась в начале ХХ века. По некоторым данным, значительный вклад в становление и развитие этой науки внёс русский врач Илья Ильич Мечников. Он прославился благодаря своим работам по иммунологии и микробиологии. Также Мечников разработал рекомендации о правильном образе жизни, способствующем долголетию, и создал отдельную науку — ортобиоз. По мнению учёного, если человек прошёл нормальный цикл жизни, приводящий к безболезненной старости, то тем самым он примиряется со смертью. Если человек не доживает до 70-80 лет (в редчайших для нашего времени случаях — до 100-120 лет), то он страдает от преждевременной старости — болезни, которую нужно лечить с помощью «науки будущего». То есть с помощью макробиотики, которая утверждает, что для поддержания здоровья необходимо есть сбалансированные и экологически чистые продукты, растущие рядом с местом проживания.
Конечно, Мечников был не единственным, кого волновал вопрос старения. Первой фундаментальной концепцией старости стала теория разобществления (disengagement theory) американских геронтологов Эллейн Камминг и Уильяма Генри. Учёные считали, что пожилые люди делятся на подкатегории в зависимости от их энергичности и занятости, что и было изложено в их совместном труде под названием «Старение» («Growing»). Хотя последующие поколения усомнились в главных тезисах теории разобществления: данный подход слишком универсален, и если мы будем ему действительно следовать, то откажем людям в способности заботиться о собственном социальном благополучии и самочувствии.
Во второй половине XX века американский учёный-медик Роберт Хэвигхерст предложил теорию активности (activity theory) — альтернативу теории разобществления. С его точки зрения, человеку важно поддерживать тот уровень активности в отношениях с другими людьми и общественными институтами, который выработался в зрелом возрасте. В этом случае старение пройдёт без осложнений (таких как социальная изоляция и слабое здоровье).
Существует также теория непрерывности (continuity theory). Её адепты утверждали, что пожилые люди адаптируются к новым условиям, продолжая заниматься теми же делами, увлекаясь теми же вещами и общаясь с теми же людьми, что и в молодом возрасте.
Но это всё научные точки зрения. Реальность куда сложнее изящных научных построений. Пожилые люди отличаются друг от друга: у них разные культуры, разное мировоззрение, разный достаток. И действительно никому не хочется стареть. Однако в большинстве случаев старость «в почёте»: к пожилым людям относятся с уважением и внимательностью, ведь они прожили гораздо больше и освоили важные жизненные уроки.
Что мы имеем в виду? С возрастом наш горизонт ожиданий сужается, и мы сознательно меняем жизненные приоритеты. Чем человек старше, тем более взвешенно и рационально он себя ведёт. Иначе говоря, достоинство пожилого — его эмоциональная зрелость, которая помогает ему меньше переживать и спорить. Пожилому человеку проще достигать каких бы то ни было успехов. Во-первых, его ожидания уже не запредельно высоки, а во-вторых — он не будет отвлекаться на мелкие бытовые неудачи.