Завершаем прогулку по данному музею.
БАЗ-6944
Очередное плавающее шасси от Брянского автозавода. На этот раз с четырьмя осями для большей грузоподъемности, поскольку, в основном, на нем монтировался оперативно-тактический ракетный комплекс «Ока», оснащенный баллистическими ракетами малой дальности, которые могли нести ядерный заряд.
Производилось с 1979 по 1998 год.
МАЗ-537
Четырехосный седельный тягач, основное предназначение которого — таскать всяческие тяжести на полуприцепах. Однако были и другие модификации, типа аэродромного тягача, автокрана, передвижного электрогенератора и т.д. Оснащался дизельным двигателем, аналогичным тому, который ставился на танк Т-34, к тому же, с установленным предпусковым подогревателем (советское Webasto?).
Производился Минским автозаводом с 1959 по 1965 год, а с 1963 по 1989 год — Курганским заводом колесных тягачей.
КЗКТ-74281 «Русич»
Седельный тягач с колесной формулой 8х8, предназначенный для буксировки полуприцепов полной массой до 75 тонн. Собственная разработка Курганского завода колесных тягачей.
Производился с 1988 по 2010 год.
МОБД 15В148
Несмотря на суровый внешний вид, машина сугубо мирная. Аббревиатура расшифровывается как «машина обеспечения боевого дежурства». А предназначена эта машина для обеспечения электроэнергией потребителей на полевой позиции; подготовки и приема пищи личным составом; отдыха и быта личного состава в полевых условиях; организации и несения караульной службы в полевых условиях. В переводе с военного языка на человеческий — эта машина сопровождает ПГРК (подвижный грунтовый ракетный комплекс) «Тополь» (думаю, что все знают, что это такое) и служит для его экипажа столовой и казармой. А в случае возникновения у «Тополя» проблем с электроэнергией может использоваться в качестве генератора.
Производилась на промышленном объединении «Баррикады», что в Волгограде, с 1976 по 2000 год.
МОБД 15В231
Машина, практически полностью аналогичная предыдущей. Внешне отличается «кенгурятником» (или что это такое?), внутри несколько другая компоновка и другой генератор.
ПР-14М
Транспортно-заряжающая машина для зенитно-ракетной системы С-125 «Нева». Предназначена, как можно легко догадаться, для подвоза ракет к ЗРК и, соответственно, установки их на «Неву». Создана на базе грузовика ЗИЛ-131.
МС-543.1
Машина-столовая. Если для обслуживания «Тополя» использовалась одна машина, совмещавшая в себе столовую, общежитие и генератор, то для более древнего ПГРК «Пионер» использовались три разные машины.
МО-543.1
Машина-общежитие для экипажа «Пионера».
МДЭС
И третий агрегат для сопровождения «Пионера» — машина — дизельная электростанция.
Все три машины производились с 1970 по 1995 год.
ДТ-10 «Витязь»
Двухзвенный (вторая половина в кадр не попала) вездеход на гусеничном ходу, предназначенный для транспортировки в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Первое звено вездехода — это кабина, двигатель, бензобак и т.д. А на втором можно разместить что угодно. Например, ЗРК «Тор-М2ДТ» или ЗРПК «Панцирь-СА».
Производится (в различных модификациях) Ишимбайским заводом транспортного машиностроения с 1981 года и по сей день.
На этом заканчиваем с музеем, да и с Рязанью в целом.